Как помочь ученику отвлечься во время урока?

Как помочь ученику отвлечься во время урока?

Знакома ли Вам такая ситуация: Вы объясняете какое-то правило уже второй раз, а на лицах у студентов непонимание. Вы задаете вопрос, а в ответ длительное молчание? Это может сбивать с толку и вызывать дискомфорт. Но перед тем, как делать какие-то выводы, попробуйте сделать небольшую паузу и переключить внимание учащихся. Возможно, все дело в банальной усталости.

Даже взрослым сложно концентрироваться дольше 20 минут подряд, не говоря уже о детях, чей максимум сосредоточения ‒ 10 минут. Если перерывы в занятии не предусмотрены, можно воспользоваться бодрящими пятиминутками, которые на английском называются “energizers”. К ним относятся различные игры, речевые, музыкальные, двигательные задания, задания на визуализацию или релаксацию.
Как выбрать подходящее задание? Главное, чтобы оно было веселым, коротким, несложным и отличалось от предыдущего вида деятельности. Кроме того, по реакции студента или группы можно отследить, какие пятиминутки им больше нравятся. Детям обычно подходят более подвижные задания, соревновательные игры, танцы, стихи, скороговорки, взрослые тоже могут с удовольствием размяться, но чаще они предпочитают задания на визуализацию и слуховое  восприятие.

Вот одни из лучших заданий, которые прогонят тоску и усталость.

I say, you do

8559538952_be100ef3be_o

Это подвижная игра, подходящая для детей и подростков, требующая некоторого пространства. Учитель дает команду – ученики выполняют. Например:

  • называется цвет и часть тела, например, “red elbow” или “green thumb”, а студенты должны найти в комнате предмет такого цвета и дотронуться до него соответствующей частью тела – локтем или пальцем.
  • называется глагол (touch, stretch, lean, bend, turn, tap, pick up, put down, drop) и прилагательное, обозначающее цвет, размер, форму, текстуру или материал (small, round, oval, shiny, soft, paper, silver). Получается команда, к примеру, “turn left and pick up something round”.

Выигрывает тот, кто первым выполнит задание. Затем выигравший может дать задание своим одногруппникам. Если какие-то слова неизвестны, их лучше заранее написать на доске и пояснить.

Copycats

photo-1455637696518-1bb72679c100
Эта игра на лучшее копирование звуков и хлопков, скороговорок, коротеньких стишков или движений. Учитель выбирает то, что подходит классу или ученику и предлагает задание:

  • повторить ритмический рисунок с помощью сильных и слабых хлопков или звуков ‒ /.././../
  • угадать, какая фраза может соответствовать данному ритмическому рисунку ‒ ./../ ‒ например, “Good morning to you!”
  • повторить скороговорку или коротенький стишок (“She sells seashells on the seashore”, или “What kind of noise annoys an oyster? A noisy noise annoys the oyster”).
  • повторить движения под музыку. Для этого отлично подходят Nursery Rhymes (“Clap your hands, clap your hands. Listen to the music and clap your hands”).

Многие песни и аудиоресурсы можно найти на сайте BBC в разделе Learning School Radio.

Sing a song (or Jazz chant)


Эти задания задействуют правое полушарие и развивают интонационный и музыкальный слух студентов. Обычно на занятии более «загружено» левое полушарие, поэтому чтобы оно отдохнуло, надо фокусироваться не на заполнении пропусков в тексте песни, как обычно делается, а на интонационном и ритмическом рисунке. Для этих целей можно взять любую несложную популярную песню или “Jazz Chants”, песни специально для начинающих знакомиться с английской грамматикой и произношением. Работа строится обычно так: студенты получают копии текста, первый раз слушают и читают. Второй раз надо прослушать, отстукивая ритм, выделяя ударные слоги, проговаривая про себя. И, наконец, третий раз, можно читать и подпевать.

Silent story

Учитель жестами рассказывает историю, а ученики «переводят» английскими словами то, что они видят. То же самое можно проводить в парах.

Guessing game

Один из учеников загадывает человека, животное, место или предмет из определенной категории, а остальные угадывают. По правилам на вопросы обычно можно отвечать «да» или «нет». Does it eat grass? Can it swim? Is it a pet? Можно просто поиграть в «Крокодила» на основе пройденной лексики, когда студент должен мимикой и жестами объяснить слово, а остальные — отгадать.

Your Inner Film Centre

photo-1455642305367-68834a1da7ab

Спокойное упражнение на релаксацию и визуализацию, идеально подходящее для интровертных студентов, не любящих прыгать и бегать. Оно предложено Г. Пухтой в такой формулировке (при необходимости можно немного адаптировать):
“Imagine yourself in a lift now. The lift is going to take you down ten floors. As you go down each floor you will feel even more relaxed. Imagine that you can see a number 10 in front of you. You are on floor number 10. Now your lift starts going down. You see number 9 on the screen. You’re on floor 9. Then 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. You are now calm and very relaxed. Imagine you’re in a room now, it’s dark and comfortable. On the wall in front of you, you can see a large screen. You are open and curious. You sit in a comfortable armchair and watch the images on the screen. You say: I can watch the images come and go, as I wish, or I can hold them. I can take my time now to watch the images (1-2 minutes). It is now time to stand up from your armchair and go back to the lift again. Watch it as it goes up from floor to floor: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Take your time to open your eyes. Now stretch and yawn and enjoy the fact that you feel healthy, energized and strong”.

Это задание можно выполнять под легкую, расслабляющую музыку, а после того, как студенты посмотрят свои «фильмы» они могут поработать в парах и рассказать друг другу на английском, что они видели и чувствовали.

Related Post