Как правильно организовать разговорный урок?

Как правильно организовать разговорный урок?

В преподавательской практике бывают случаи, когда студенты не хотят или боятся разговаривать на английском, и, несмотря на все старания, не включаются в обсуждение. Причинами могут быть и страх ошибок, и незнание того, о чем говорить, и небольшой словарный запас. Задача преподавателя ‒ вовремя идентифицировать причину и постараться предложить задания, подходящие для конкретного студента или группы. Ведь у каждого есть свой «конек» или тема, на которую просто нельзя не высказаться.

На что же стоит обратить внимание при подготовке и проведении урока, развивающего речевые навыки? Перечислим 5 ключевых пунктов, которые помогут вам на отлично подготовить и провести занятие.

Определение цели урока: чему научатся студенты, выполняя предложенные задания?

Для начала стоит определиться с целями и задачами урока и понять, что будет находиться в фокусе: речь на основе изученной лексики и грамматики? подготовленное высказывание? или более спонтанное обсуждение на основе стимула ‒ ситуации, прочитанного текста или предложенных картинок? Вы собираетесь развивать монологическую или диалогическую речь? О чем студенты научатся говорить к концу занятия?

Исходя из этого, можно выстроить план разговорного урока на основе соответствующих (обычно уже изученных) языковых средств. К примеру, для урока по теме «Хобби» нужно знать определенную лексику (fishing, skiing, riding a bike), конструкцию “like doing something”, форму вопроса в Present Simple. Стимулом к обсуждению могут стать картинки с изображением людей, увлекающихся дайвингом, садоводством, чтением, путешествиями или короткое видео о необычных хобби, вроде коллекционирования игрушек. В запасе неплохо иметь самые различные вопросы по теме (do all people have a hobby? is it good to do sport every day? or to watch TV every day? is watching TV a hobby?), а также дополнительные задания для самых быстрых и разговорчивых.

Установка на обсуждение и общение, поддержание атмосферы доверия и сотрудничества

15581664765_42f5785a35_o

Представьте себя на месте ученика, среди малознакомых людей. Будете ли Вы легко говорить о себе, о своих интересах или взглядах? Без разогрева, без предварительного вступления и речевой «разминки» разговорный урок вряд ли пойдет в нужном русле. В качестве затравки можно использовать практически любую актуальную тему. Можно рассказать об интересной передаче или новости или обсудить определенную статистику или культурное различие между англичанами и русскими. Соответственно, и в ходе урока желательно сохранять настроение открытости и доброжелательности, помогающее раскрыться каждому ученику. А разбор ошибок студентов на подобных уроках лучше проводить уже после обсуждения.

Основные сложности студентов: «о чем говорить», «зачем говорить» и «как говорить»

Ключевые ингредиенты успешного урока

Рассмотрим ключевые ингредиенты успешного урока. принцип ‘three Ts’ (Topic, Task and Tools), по мнению преподавателя и методиста Пола Чарльза.

Увлекательные темы (Topic)

«О чем же говорить?» ‒ непростой вопрос для многих. Конечно, тема обсуждения должна привлекать студентов, поэтому небольшой опрос в начале курса может помочь выявить их предпочтения: музыка, спорт, здоровье и пр. В дальнейшем можно воспользоваться как готовыми пособиями, например, книгой Adrian Wallwork “Discussions A-Z”, так и составить список возможных тем самим. Одна из неисчерпаемых тем ‒ личность самого учащегося, его опыт и взгляды, и здесь варианты заданий многообразны. Вот несколько примеров:

2 truths and 1 lie (elementary). Каждый говорит о себе несколько предложений ‒ остальные должны догадаться, какие из них правда, а какие ложь.

16 things about me (pre-intermediate). Студенты рисуют линию времени Past, Present, Future и рядом с каждым отрезком пишут чье-то имя, дату и несколько слов. Эти слова  обозначают 4 важные вещи в прошлом, 4 значимые вещи в настоящем и 4 желания в будущем. В парах учащиеся задают друг другу вопросы, выясняя детали.

Стимулирующие задания и ситуации (Task)

2906077409_9c415fc207_o

Но далеко не все студенты рады поделиться какой-то информацией о себе или поинтересоваться жизнью партнера. Здесь выручают правильно подобранные задания, организующие совместную деятельность:

information gap, где нужно запросить недостающую информацию у партнера,

interview ‒ провести интервью (можно на материале реального интервью с поп-звездой или актером),

explain ‒ объяснить друг другу смысл пословицы или выражения,

rank the options ‒ расположить варианты по значимости или личному предпочтению и обсудить с партнером: “the five best inventions of all time”, “three people who have changed the world”, “the strangest hobbies in the world”,

make a story ‒ придумать историю на основе ключевых слов из рассказа или газетной статьи, затем прослушать реальную историю и сравнить,

describe, compare and contrast the pictures ‒ сопоставить несколько картинок, выявить сходства и различия,

for and against ‒ обсудить вопрос в формате «за» и «против»,

guessing games ‒ все варианты игр на загадывание слова, предмета, животного, человека или места прекрасно тренируют навык задавания вопросов и подогревают интерес к изучаемой теме,

situations and role plays ‒ социально-бытовые ситуации «В магазине», «В аэропорту» и ролевые игры с заданным сюжетом, например, «Интервью», «Собеседование», «Алиби» и другие обычно используются на заключительном этапе изучения темы.

Необходимые языковые средства (Tools)

Основная лексика, грамматика и речевые образцы должны быть уже проработаны, но при необходимости можно написать некоторые на доске или раздать карточки с фразами. Для монологических высказываний подойдут ключевые слова или тезисы, для диалогов ‒ ключевые лексико-грамматические конструкции (What happened in…? Who / what was…? Why is… important? Why / when would you like to…?) Не стоит забывать и о разговорных клише (I absolutely agree, I’m not so sure, I really don’t think so, I’m sorry to interrupt but…) Иногда именно такие фразы помогают обрести большую уверенность в ведении беседы.
Используя эти принципы и учитывая особенности и интересы ваших студентов, вы сможете легко организовать разговорный урок по английскому языку, справляясь с основными сложностями студентов: «о чем говорить», «зачем говорить» и «как говорить».

Related Post