Как сделать урок легче?

Как сделать урок легче?

Научные исследования доказывают, что самое эффективное обучение всегда происходит в двух режимах: в режиме сфокусированного мышления и в режиме «рассеянного мышления.

Барбара Оакли в книге «Думай как математик», раскрывает секреты качественного и глубокого обучения, которые можно использовать не только в сфере математики, но и в сфере иностранного языка. Вот ее ключевые идеи.

Дайте краткий обзор темы в начале занятия

Важным принципом быстрого обучения является «предварительный просмотр». Студент может пролистать новый «юнит», посмотреть на заголовки текстов, попробовать догадаться, о чем будет идти речь. Это создаст определенные нейронные «зацепки», которые сделают проще усвоение материала. А преподаватель может кратко обрисовать, чему будет посвящено занятие, чтобы создать нужный настрой.

Используйте разные стратегии обучения

При выполнении заданий многие студенты основываются на прошлом опыте, который не всегда был удачным. Так возникает то, что психологи называют «эффектом установки» ‒ имеющееся у студента представление о том, как надо учиться, мешает поиску лучшей стратегии. Если студент привык выписывать и заучивать слова «столбиком», как в школе, он будет, несомненно, жаловаться на то, что учить слова скучно. Но это всего лишь вопрос стратегии! И роль учителя в том, чтобы помочь выбрать правильный подход

Помните, что непонимание ‒ дорога к пониманию, а правильный вопрос ‒ половина ответа.

Стоит развивать в себе спокойное отношение к непониманию или замешательству, ведь это признаки того, что мозг «переключает режимы» и находится в поиске ответа. Мы не компьютеры, и на создание любого алгоритма в нашем мозгу требуется время. Правильно заданные вопросы могут направить студента в нужном направлении, а если он определит свое затруднение сам ‒ то он уже на полпути к его разрешению.

Создавайте кратковременную, но интенсивную концентрацию

Сама способность фокусировать внимание связана физиологически с префронтальной корой головного мозга и, конечно, со «сфокусированным мышлением». 20-25 минут ‒ оптимальное время для напряженной аналитической работы над новой темой, затем стоит предложить что-то более легкое ‒ песню или игру.

Научите студента переключать внимание и задействовать «рассеянный» режим мышления

«Рассеянное» мышление соответствует своему названию и не привязано к конкретному участку мозга. Это «широкоформатная», нелогичная креативность, и наиболее творческие решения рождаются с ее помощью. Для этого нужно сформулировать задачу и некоторое время поработать над ней напрямую, а затем переключиться на что-то совершенно противоположное ‒ и она будет решаться в «фоновом режиме». Надо написать эссе, но неясно, о чем писать? Нет проблем. Вы можете порекомендовать ученикам такой метод: вечером на чистом листе написать тему, за 10-15 минут набросать черновой план с любыми идеями и лечь спать. Наутро структура эссе и его наполнение станут гораздо понятнее.

Создавайте приятные ассоциации с обучением и больше хвалите студента

Уважительное, дружелюбное отношение к личности студента, своевременная похвала и грамотная организация работы ‒ с правильным чередованием «режимов» мышления ‒ поможет студенту учиться легко и без лишнего напряжения. И если учеба ‒ это классно, то и прогуливать урок никому не захочется.
Так, несмотря на стереотипы, отвлекаясь от работы, мы иногда способствуем ее выполнению. Если хотите больше узнать об идеях Барбары Оакли и об обучении с точки зрения нейробиологии, рекомендует курс на курсере Learning How to Learn.

Related Post