Что делать, если ученик задает вопрос, ответа на который учитель не знает?

Что делать, если ученик задает вопрос, ответа на который учитель не знает?

Это случается с лучшими из нас. Конечно, с опытом это случается все реже, но самый опытный учитель не застрахован от такой ситуации. И давайте договоримся сразу: это нормально. Незнание ответа на вопрос ученика не делает вас плохим учителем. Это не значит, что вы плохо готовы к уроку.

Давайте разберем, что же ни в коем случае нельзя делать в этой ситуации, а что предпринять, чтобы не ударить в грязь лицом. Начем с того, что делать нельзя.

Don’ts

Паниковать. Это первое, что случается с неопытными преподавателями в такой ситуации. Если вы запаниковали, то отняли у себя шанс быстро подумать и найти выход из ситуации. Глубоко вдохните и постарайтесь не паниковать, а, наоборот, собраться с мыслями. Это поможет вам найти ответ на вопрос.

Сменить тему и притвориться, что вы не услышали вопрос. Хоть это поведение и может показаться вам странным, но так очень часто делают преподаватели, опять же из-за паники и страха показаться некомпетентным. Это далеко не выход. Ученики поймут, что вы сделали и почему, и это уменьшит их уважение к вам. Неважно, насколько вопрос странный, вы должны признать, что ученик его задал. Игнорировать ученика нельзя!

Придумать ответ на ходу. Ещё один очень соблазнительный выход из ситуации. Ведь вы дадите хоть какой-то ответ, верно? Тем не менее, если вы придумаете ответ, ничто вас не застрахует от того, что ученик проверит ваш ответ и уровень доверия к вам упадет. Кроме того, быстрый необдуманный ответ может привести к серии последующих вопросов и ухода от темы урока. Если ученики запомнят неправильный вариант, то вам же потом работать с их ошибками. Оно того не стоит.

Maybes

Попросить студентов самих найти ответ. Особенно если вы работаете в группе, вы можете обратиться к аудитории и спросить, знают ли другие ответ. Если в классе есть доступ в интернет, можно дать задание студентам, кто найдет ответ быстрее. Есть одно но вам тоже нужно знать правильный ответ. Нет гарантии, что ответ найденный студентами будет правильным.

Задать студентам на дом найти ответ. Это хорошая стратегия для учеников, которые постоянно вас перебивают и задают вопросы не по теме. Техника работает хорошо, если уже конец урока и вы просто не успеваете ответить. Тем не менее, вам тоже придется уйти домой с домашним заданием, а на следующем уроке потратить время на проверку ответа.

Выиграть время. Неплохой вариант сказать, что вы услышали их вопрос и вернетесь к нему немного позже (в конце урока, например), или что вам нужно время подумать, пока они закончат упражнение. Ни в коем случае не забудьте, что вы пообещали ответить и в конце урока обязательно вернитесь к их вопросу. 

Dos

Признайте вопрос. Даже если вы понятия не имеете, что сейчас ответить ученикам, признайте вопрос. Если вы не можете найти ответ на него сразу, это потенциально правильный и хороший вопрос, а значит вам тоже будет полезно найти на него ответ.

Признайте, что вы не знаете/не помните ответ. Скажите правду ученикам. Наберитесь смелости и признайтесь им, что вы не знаете ответа на этот вопрос сейчас. Можно сказать: «Хм! Хороший вопрос. Никогда об этом не задумывалась». Подумайте об этом с другой стороны. Мы хотим, чтобы наши ученики не боялись признавать, что они чего-то не понимают или не знают. Мы сможем подать им пример, что такое бывает и в этом нет ничего страшного.

Пообещайте им найти ответ, и найдите его. Запишите себе вопрос учеников и пообещайте поискать ответ к следующему занятию. Я обычно пишу в блокноте красной ручкой. Иногда удается поискать ответ между уроками и отправить ученикам ответ в скайп сразу. На следующем уроке обязательно поделитесь с учениками своей находкой. Ученики это оценят.

Вернитесь к вопросу, когда обещали. Не забудьте о вопросе учеников. Обязательно поищите ответ, поспрашивайте коллег, погуглите и вернитесь к ученикам с ответом тогда, когда вы пообещали. Вы покажите пример своим ученикам, а также научите их, что знать всего невозможно, знания приходят постепенно, и даже вы можете чего-то не знать или не помнить. Ну кто с ходу скажет ученикам, как по-английски будет «пчелиный улей»?

Вы все ещё боитесь признаться ученикам, что не знаете ответа на их вопрос? Не стоит! Глубоко вдохните, успокойтесь и вперед на поиски ответа. У вас есть преимущество перед учениками: вы сможете проанализировать информацию по вопросу и найти правильный вариант, а они могут и не справиться. Тем более сложные вопросы учеников мотивируют развиваться и совершенствоваться! Разве не так?

саша-small

 

Александра Сладковская

Related Post