Правила эффективной похвалы ученика

Правила эффективной похвалы ученика

Всем нам, преподавателям, наверняка известно, как порой трудно удержать внимание и мотивацию студента на нужном уровне. Нам часто сложно найти правильные слова, чтобы заинтересовать или же предложить новую тему… И дело не всегда в наших знаниях, характере или профессиональной практике. Дело также может быть в нашем умении вовремя и правильно похвалить студента: подобрать слова, жесты, мимику, интонацию… Благодаря такому умению студент будет чувствовать себя комфортно: у него возникнет желание и вдохновение приступать к следующему этапу занятия или другому заданию, даже если он сделал много ошибок в предыдущем. Психологи утверждают, что сила похвалы меняет поведение студента, но только в том случае, если студент находит в данной похвале поддержку.
Итак, как же найти эти правильные слова, на чем должен базироваться наш выбор? Поговорим о правилах эффективной похвалы.

В каких ситуациях мы можем похвалить студента/группу?

Вот основные из них, в которых студент:

  • принимает активное участие в занятии/ задании;
  • задает вопросы, интересуется материалом;
  • внимательно слушает вас/ аудиозапись/ задание/ инструкции;
  • замечает тонкости правил, ошибки (например, на доске или в книге);
  • показывает быстрый/ хороший результат по новой теме;
  • прилагает много усилий для выполнения заданий, даже если у него невысокий результат;
  • подготовлен с домашним заданием, имеет с собой все необходимые материалы;
  • подготовил что-то дополнительно по теме и готов этим поделиться с группой, задать дополнительные вопросы;
  • пришел вовремя на занятие либо при опоздании не отвлек остальных от работы;
  • помогает другим студентам, открыт к групповым обсуждениям и выполнениям заданий в парах/группах, искренне делится своим мнением.

Все вышеперечисленное применимо не только к одному студенту, но и к целой группе. Вот несколько примеров того, как вы можете их похвалить за хорошо выполненное задание или прогресс группы в целом:

  • Your group is making good progress. I appreciate that.
  • Thank you. It’s a pleasure for me to work with you.
  • What a good group this is! Even though that material was hard, you managed to complete everything.
  • We did it right on time! Thanks for that.

Что мы можем сказать в качестве похвалы, поднятия духа и мотивации студента или группы:

  • Fantastic!
  • Keep it up!
  • What good work!
  • Right on!
  • Great work!
  • I am so proud of you.
  • Wonderful!
  • Super-Duper!
  • You make me proud!
  • How about that!
  • That’s great!
  • Super work!
  • Way to go!
  • Wow!

Больше идей и примеров похвалы вы найдете на ресурсе www.mcsed.net и на www.incredibleart.org

Чего не стоит делать при похвале студента:

  1. “Excellent, Peter! You’re the best today!” — Не хвалите его ради своей собственной самооценки или выгоды. Студент всегда почувствует вашу неискренность и незаслуженно восторженную похвалу он воспримет настороженно. Тем более, если вы работаете с группой.
  2. Не хвалите одного студента ради манипуляции всей группой. Возможно, вы посчитаете, что похвалив одного студента вы сможете поднять дух всей группы, но, поверьте, это совершенно не так. Такая похвала может настроить группу против вас: “Wow, I sure like how David is writing. Way to go!”

Ваша похвала не всегда может дать положительный результат, особенно в том случае, если она не заслужена. Будьте честны и откровенны. Хвалите всех студентов, не выбирая любимчиков или тех, кто получает только хорошие результаты. У вас, вероятно, есть студенты, которые работают в пределах своих способностей, но не для того, чтобы получить хорошую оценку. Такие студенты заслуживают наивысший балл за старания и похвалу за приложенные усилия.

Для большей уверенности в том, что вы правильно и уместно хвалите своего студента, советуем посмотреть следующие видео сюжеты:
8 ways to praise students — Part 1
8 ways to praise students — Part 2

Пусть ваши студенты заслуживают наилучших слов и результатов! Успехов вам на занятиях!

 

Нина Сворак

Related Post