Как ученику не забыть то, что уже изучено

Как ученику не забыть то, что уже изучено

Знакома ли вам ситуация, когда ученик во время занятия выполняет все задания на «отлично»: внимательно слушает, быстро запоминает слова, легко переводит тексты с новой лексикой и грамматическими структурами, но на следующем уроке или во время выполнения домашнего задания жалуется, что не может вспомнить выученную раннее фразу, плохо помнит объяснение грамматических правил или вовсе забыл о теме, которую так детально разбирали на предыдущих уроках?

Скорее всего, вы начнете винить себя — будете искать ошибку в методике или подходе к студенту. И всё же сначала следует разобраться, как помочь студенту запомнить материал, а точнее — не забыть после занятия; что может самостоятельно сделать ученик, чтобы поднять эффективность проделанной работы и сэкономить время на следующем уроке для новой темы. Рекомендуем обратить внимание на то, что:

  • 90% запомненного — это то, что мы кому-то расскажем, научим или сразу используем на практике;
  • 75% приходит из активной практики того, что выучено;
  • 50% выученного составляет информация, которую мы обсуждали с кем-то;
  • 30% информации усваивается тогда, когда мы воспринимаем что-то наглядно (картинки, видео, карточки и т.д);
  • 20% запомненного — из аудиовизуального материала;
  • 10% — из прочитанного;
  • и только 5% — из услышанного.


Соответственно, необходимо уделять наибольшее время урока первым двум факторам эффективного запоминания материала. Существуют и другие “лайфхаки”. Условно разделим их на две группы:

Внешние факторы позволят запустить в мозге ученика механизм быстрого запоминания и воспроизведения в памяти нужного материала, а именно:

  • Прослушивание приятной, расслабляющей /классической музыки до занятия;
  • Недолгая спокойная прогулка перед уроком;
  • Достаточный и спокойный сон накануне;
  • Перерывы между блоками информации во время занятия;
  • Смена локации, а также рабочего места.

Еще полезная заметка по ссылке: Eight Ways to Remember Anything

Нижеупомянутые советы касаются учебного процесса, поделитесь с учениками:

  1. Записывайте информацию при повторении материала на отдельных карточках, желательно разных цветов и размеров. Затем их можно перемешивать, переворачивать, раскладывать в логическом порядке, что позволит тренировать зрительную и ассоциативную память.
  2. Используйте разные техники запоминания. Во время занятия как можно чаще проговаривайте все, что читаете, пишете, слушаете. Выделяйте другим цветом, рисуйте скетчи, обводите, подчеркивайте важную информацию — это поможет при подготовке к следующему уроку.
  3. Пытайтесь объединять информацию в блоки, создавайте связи между словами и фразами с помощью историй, картинок.
    Как это сделать, смотрите тут:
  4. Создавайте mindmaps при повторении — это один из самых популярных и эффективных методов запоминания материала.
  5. Используйте мобильные приложения по изучению слов, читайте дополнительные тексты и слушайте подкасты по теме.
  6. Задавайте вопросы по пройденному материалу в конце занятия, а также подготовьте новые перед следующим уроком. Так обе стороны смогут понять, что выучено хорошо, а что необходимо повторить.
  7. Непосредственно после занятия останьтесь еще на 5 минут на рабочем месте и постарайтесь вспомнить все, что было на уроке, просмотрите записи и прочтите их вслух. Делайте это регулярно и шансы не забыть пройденное увеличатся вдвое.
  8. После урока постарайтесь использовать полученные знания на практике. Если такой возможности нет, то хотя бы расскажите другу или родственнику о теме занятия, впечатления и мысли о пройденном материале. Возможно, собеседник окажется хорошим слушателем или является достаточно компетентным в данной теме — появится возможность получить дополнительные знания.
  9. Напишите небольшую заметку, статью или сделайте запись в блоге о том, что выучили на занятии.
  10. Попробуйте выступить в роли учителя для своего друга/ коллеги/родственника и объясните им, что вам разъяснял преподаватель на занятии, включая новые слова и грамматические конструкции.

Успешный ученик

И самое главное — стоит помнить, что качество усвоенной информации также зависит от того, насколько ученики мотивированы и заинтересованы в теме, поэтому всегда находите индивидуальный подход к студентам, ведите диалог, будьте в курсе того, что им интересно. Успешной работы!

 

Нина Сворак

Related Post