17.07.2017
3395
2

Проверяем знания учеников: методы и инструменты контроля усвоения материала

Многие учащиеся сильно тревожатся, когда слышат слова «экзамен», «тест», «срез знаний», «контроль». Да и сами учителя вспоминают времена, когда оценка за контрольную работу была как вердикт, будет ли ученик успешен в жизни. Все это — классические способы проверки знаний. Сейчас учителя наравне с ними пробуют и более необычные.

В этой статье мы разберем плюсы и минусы разных методов и инструментов контроля, которые учителя могут использовать для оценки уровня знаний учащихся.

Ищем бадди и тьютора для уроков английского и других предметов!

Платим 45 000 ₽ и больше за поддержание мотивации школьников
Оставить заявку
ishchem baddi i tyutora Skyteach

Содержание:

  1. Классические методы контроля: плюсы и минусы
  2. Альтернативные методы контроля
  3. Как отслеживать прогресс

1. Классические методы контроля: плюсы и минусы

Как с точки зрения учащихся выглядит идеальный учитель? Он вообще никогда не должен проводить контрольные работы или тесты и позволяет не делать домашку. Класс, конечно, будет счастлив. Но смогут ли тогда учащиеся сдать ОГЭ или ЕГЭ, глубоко усвоить материал и использовать знания в жизни? Сомнительно. 

Есть такое понятие, как reminders: это система заданий, которая помогает ученикам вспоминать, что было пройдено, что обсуждали в рамках той или иной темы. По концепции кривой забывания, спустя месяц учащиеся помнят лишь 20% информации. Чтобы они запомнили больше, а материал усваивался полностью, нужно регулярно проводить контроль: давать тесты и контрольные работы на повторение содержания подблоков и целых юнитов. 

Процесс обучения невозможен без контроля и оценки. И вот что для этой важной задачи могут делать преподаватели: 

  • оценивать прогресс и результаты учащихся;
  • давать обратную связь ученикам по сделанным задачам;
  • говорить о сильных и слабых сторонах учащихся, об их индивидуальных способностях и зонах, требующих дополнительного внимания и развития. 

Только так ученики достигнут своей цели, а учителя — высокого качества обучения.

Рекомендуем вам также статьи:

Основные классические методы контроля, такие как тесты, экзамены, контрольные работы и устные опросы, все еще популярны. Несмотря на то, что они вызывают стресс у учеников. Все потому, что тесты на повторение материала после каждого юнита, мини-тесты после смысловых логических блоков, проверка усвоения конкретной грамматической структуры или лексики и другие виды тестов являются эффективными видами контроля и помогают охватить большое количество студентов.

Разберем некоторые из этих методов контроля и рассмотрим их плюсы и минусы.

Тесты — структурированные задания с выбором ответов или кратким ответом; их проводят в конце подтемы, темы, в конце семестра или учебного года.
ПлюсыМинусы
— Тесты проверяют по четким критериям и масштабам, и это делает оценку более объективной.
— Они позволяют проконтролировать знания большого числа учащихся за короткий срок, то есть время преподавателей и учеников тратится эффективно. 
— Тесты позволяют проводить оценку уровня знаний сразу всех учащихся по стандартизированной модели.
— Фокус — на поверхностном понимании темы. Тесты обычно контролируют, знает ли учащийся факты, понимает ли элементарные концепции и есть ли у него навык применять материал на практике.
— Результаты тестов не всегда четко показывают, сможет ли учащийся применять знания в реальных ситуациях. Поэтому контекст знаний может быть ограниченным.
— Для некоторых студентов форма тестов может быть источником стресса и тревоги, а это искажает результаты.
Экзамены охватывают большой объем учебного материала; обычно проводятся в конце учебного периода или курса.
ПлюсыМинусы
— Экзамены позволяют сравнивать уровень знаний учащихся до начала курса и после и оценивать их успехи.
— Они дают возможность учащимся проявить свои знания и навыки в широком контексте предмета.
— Экзамены требуют от учащихся тренировать навык тайм-менеджмента, приоритизировать задачи и контролировать себя самостоятельно.
— Экзамены могут быть источником стресса для студентов в разгар учебного периода. А стандартизированный формат ответов не всегда справедливо оценивает реальные знания и умения. 
– При подготовке к экзаменам студенты часто фокусируются на запоминании информации для правильных ответов, вместо того чтобы глубже понимать материал и применять его. В таком случае контроль может быть непоказательным.

Классические методы необходимы и применяются на всех этапах. Но чтобы создать более практико-ориентированную и вовлекающую учебную среду, важно использовать разнообразные методы контроля. Это также поможет лучше понимать прогресс учеников и не ставить оценки ради оценок, а давать знания и умения.

2. Альтернативные методы контроля

Альтернативные методы контроля за учебным процессом как раз помогают без стресса проверить знания, глубину понимания темы, интерес к проблеме. Например, вы закончили тему «Погода», а в ней прошли Present Simple и Present Continuous. Как проконтролировать знания не только с помощью грамматических тестов и упражнений на лексику?

Вот несколько рекомендаций для учителей: 

  • Предложите ученикам вести наблюдение за погодой и записывать температуру и осадки каждый день, например в 12 часов, в течение недели. 
  • К наблюдению можно добавить заметки, в чем был одет и обут ученик каждый день. 
  • В конце учебного процесса можно побеседовать по этому проекту, сравнить записи одноклассников. 

Будет ли это контролем знаний? Да, конечно. Это ненавязчивый способ, который не вызовет стресса и покажет глубину знаний. Ведь в проекте ученик отразит все полученные навыки по теме. 

Когда учителя используют такие альтернативные методы контроля, они дают ученикам больше ответственности, незаметно вовлекают в процесс обучения. Согласно отзывам коллег, такие методы в учебном процессе развивают навыки, востребованные в современном обществе:

  • творческие способности, 
  • аналитическое и критическое мышление, 
  • умение оценивать ситуацию и принимать решение, 
  • способность работать индивидуально или в команде.

Вот несколько таких методов и их плюсы и минусы.

Оценка на основе проектов
ПлюсыМинусы
— Можно выбрать проект или задачу, которая правда интересна человеку и подходит к теме учебного процесса.
— Есть возможность провести исследование, самостоятельно и глубоко погрузиться в тему.
— Проекты позволяют разнообразить процесс обучения: учат составлять презентации, доклады.
— Они развивают критическое мышление и творческие способности.
— Проекты подходят для закрепления материала только после классических методов контроля, когда грамматика и лексика отработаны.
— Есть риск, что ученики будут списывать, копировать, использовать нейросети, а не самостоятельно придумывать.

На уроках английского можно готовить проекты на различные темы: Global warming, Environmental pollution, Ecotourism, Mass market and shopping. И делать их долгосрочными на тот период, пока ученики проходят тему. Пусть они постепенно подбирают и дополняют материал — так объем проекта не будет пугать учащихся. А в конце периода вы сможете проконтролировать их знания. 

Самооценка
ПлюсыМинусы
— Такой метод контроля за индивидуальными результатами обучения позволяет ученикам оценивать собственные знания и умения по критериям, которые озвучивает учитель.
— Можно использовать готовые шаблоны, рубрики или шкалы оценок.
— Развивает ответственность, активность, отражает мышление и понимание предметной области.
— Это субъективный метод контроля обучения, который не отражает всей картины усвоения материала.
Работа в группах
ПлюсыМинусы
— Ученики работают группами или парами, выполняют задания и решают проблемы, сообщая друг другу фидбэк и контролируя. 
— Такая работа развивает навыки коммуникации и социального взаимодействия.
— Она развивает ответственность, активность, позволяет проанализировать свое мышление.
— Работа в группах не отражает индивидуальные способности и знания каждого ученика отдельно.

Интересным опытом поделилась ученица из Португалии. Дети начальной школы по видеозвонку со сверстниками из другой страны обсудили проблемы загрязнения океана и свой личный вклад в решение этого вопроса, а затем нарисовали рисунки и отправили их друг другу. Такое взаимодействие учеников из разных стран помогает понять практическое применение знаний и мотивирует учиться. А учителям это позволяет контролировать знания и умения в игровой форме.

Технологии
ПлюсыМинусы
— Онлайн-платформы, приложения и программы позволяют учителям создавать интерактивные задания, тестировать и собирать обратную связь. 
— Проверка знаний и умений с помощью компьютерных технологий помогает ученикам получить немедленную обратную связь и увидеть свой прогресс в процессе обучения.
— Подходит для письменного контроля работы учеников, но пока не так много способов проверять говорение.

Мы собрали для вас перечень онлайн-платформ, программ и интерактивных инструментов для помощи в обучении. Они могут быть полезны при проверке знаний и умений как классическим методом, так и для альтернативного контроля.

  1. Google Forms позволяет создавать онлайн-тесты и опросы. Вы можете сделать разные типы вопросов, опросники с несколькими вариантами ответов, задания с заполнением пропусков и т. д. По желанию можно настроить автоматический сбор ответов и предоставление обратной связи. 
  2. Kahoot! — это платформа для создания интерактивных викторин и тестов в игровом формате. Ученики могут принимать участие в игре через смартфоны или планшеты, а результаты мгновенно отслеживаются. Это позволяет создавать творческие и захватывающие задания.
  3. Quizlet — платформа для создания карточек с терминами, определениями и другими вариантами вопросов. Ученики могут изучать материал, используя различные режимы: мнемонические упражнения, тесты и игры. Quizlet также предоставляет отчеты о прогрессе учеников.
  4. Edpuzzle позволяет учителям создавать интерактивные видеоуроки, добавлять вопросы и задания в определенные моменты видео. Ученики могут смотреть видео и отвечать на вопросы прямо в приложении. Учитель получает обратную связь и данные о прогрессе учеников, тем самым контролируя их результаты. 
  5. Socrative предлагает различные инструменты для создания тестов, опросов и практических заданий. Ученики могут быстро отвечать на вопросы в режиме реального времени, а преподаватель — отслеживать и анализировать результаты.

Больше статей с обзорами платформ:

При выборе онлайн-платформ и программ убедитесь, что они соответствуют вашим целям и потребностям, учесть технические возможности вашего образовательного учреждения, а также уточнить, будет ли у ваших учеников доступ к ним.

3. Как отслеживать прогресс

Один из эффективных инструментов для отслеживания прогресса обучения — progress maps (карты прогресса).

У Skyeng есть собственный шаблон с ними.

Каким студентам они подойдут?

  • тем, у кого есть запрос детально отслеживать свой прогресс и результаты, особенно если это персонализированный курс;
  • тем, у кого есть дедлайны по целям;
  • демотивированным студентам, которые не видят свой прогресс или чувствуют, что он слишком медленный;
  • студентам, вышедшим на плато в учебном процессе;
  • тем, кто сомневается в экспертности преподавателя.

Чем полезен этот инструмент и как проверить прогресс 

Progress map — это не оценка знаний и умений, это такой вид контроля прогресса, который помогает показать студенту его сильные и слабые стороны, а также визуализировать краткосрочные и долгосрочные цели. Мы делаем фокус на конкретном навыке, практикуем его и отслеживаем прогресс. 

Если цель ученика — собеседование, мы не будем задавать студенту эссе или грамматические тесты, а проверим его знания, имитируя реальное собеседование. И отметим это в карте. Будут заметны даже небольшие достижения или хотя бы вклад в приобретение конкретного навыка. 

Как еще отслеживать прогресс

Ставить ли оценки после каждого урока? Важный вопрос, по которому спорят современные учителя. Часто оценки могут демотивировать, возвращать к школьным негативным воспоминаниям. А еще они не всегда адекватно показывают результаты. Поэтому, чтобы показать прогресс ученика, предлагаем использовать списки: 

  • «Я могу» — список навыков, умений, знаний, которые у ученика уже есть к этому моменту; 
  • «Что мне надо узнать за урок» — по сути, план урока.

Выводы

Идеально сочетать разные методы контроля в зависимости от цели и навыка, который проверяем. Например, классические тесты и контрольные хорошо сработают на проверку грамматических конструкций и слов после изучения темы, а проекты, работа в группе и другие методы контроля покажут глубину знаний, ориентирование в теме и даже вывод всех изученных конструкций и лексики в речь. 

Система обучения перестает быть интересной детям, если она сводится лишь к подаче материала и контролю-оценке в журнале. В таком подходе нет практичности, связи с жизнью.

Сочетание всех методов контроля даст высокий уровень знаний, разовьет самостоятельность и уверенность и в результате снимет тревожность.

Коллеги, пожалуйста, поделитесь своими методами и инструментами контроля усвоения материала. Давайте обсудим решения из статьи и ваши в комментариях!
Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Наталья

    Для составления тестов я использую систему контроля знаний indigotech.ru

    19.07.2021
    • Фото аватара

      Интересно, спасибо за ссылку. Вам там всё удобно?

      19.07.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×