Современные тенденции в методике преподавания английского языка

Современные тенденции в методике преподавания английского языка

Некоторые методисты называют XXI век “Postmethods Era”: большинство техник в методике преподавания английского языка уже опробованы, и сложно придумать новое, но преподаватели — люди, находящиеся в постоянном поиске эффективных способов обучения, благодаря чему и появляются ответвления уже известных методов.

Когда речь идет об общих тенденциях в современной методике, можно выделить основные:

Современное обучение

  • Индивидуальный подход к студентам (метод подстраивается под ученика, а не наоборот, need analysis);
  • Более активная роль учащихся (student-centered lessons);
  • Использование онлайн ресурсов в обучении (учебные видеоролики, веб- упражнения и тесты, онлайн-платформы для обучения);
  • Частое применение игровых заданий (edutainment);
  • Глобализация и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
  • Внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб- коллажи,проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов);
  • Выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.


Хотя коммуникативный подход и является актуальным, появились его модификации, новые подходы в методике. Здесь представлены наиболее популярные из них:

Современные методы преподавания английского языка

Task based learning
Подход появился в конце 80-х, но популярность набрал в середине 2000-х.
Теоретические основы заложили: Peter Skehan, Rod Ellis, Jane Willis и другие.

Основные принципы:

  • TBL- ответвление коммуникативного метода, в котором студенты выполняют аутентичные задания;
  • Использование материалов и упражнений, которые студенты выполняют в повседневной жизни;
  • Главное — решить поставленную задачу (взять машину напрокат, провести собеседование), используя языковые структуры, которые есть в обиходе студента;
  • Выполнение задания включает: Task > Planning > Report (1996, Jane Willis). Студенты обязательно рассказывают о том, как выполняли задание и каких результатов достигли. Например, делают презентацию для всего класса — это является одним из отличий от традиционного метода PPP (presentation, practice, production).
  • Глобализация и возможность использовать нетворкинг для практики устной и письменной речи (социальные сети, платформы для общения, языковой обмен онлайн);
  • Внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб- коллажи,проекты, веб-квесты, запись аудио- и видео-монологов);
  • Выбор в пользу аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра.

CLIL (Content and Language Integrated Learning) —
Известен с 1994 г., но популярность набрал с середины 2000-го. Термин придумал David Marsh.

Основные принципы:

  • Другие предметы изучаются посредством английского языка,т.е. учим не только язык, но и содержание. Приобретаем знания и изучаем язык;
  • Контент должен быть доступным для понимания и сопровождаться визуальными опорами (иллюстрациями,графиками, диаграммами);
  • Все виды речевой деятельности интегрируются, но язык не адаптируется в зависимости от уровня.


Проблемы:
нехватка материала и квалифицированных преподавателей.

Dogme ELT
Появился в 2001 году. Теоретические основы заложил Scott Thornburry.

Основные принципы:

  • “Свобода” от учебников и планов уроков: ключевые структуры языка не подготавливаются преподавателем заранее, а “всплывают” в учебном процессе. При этом урок может быть абсолютно непредсказуем для преподавателя;
  • Контент создаётся студентами (диалоги, аудио и видеозаписи);
  • Всё происходящее на уроке, включая материалы, имеет прямое отношение к жизни студентов.


Недостатки:
Требует от учителя гибкости, умения быстро переключаться и большого опыта.
Не подходит для подготовки к специализированным курсам, например, экзаменам, и использовании для начальных уровней.

Flipped classroom
2007 год, основателями считаются Jonathan Bergman и Aaron Sams. Позже этот тренд стал использоваться и в преподавании английского языка.

Основные принципы:

  • Задание даётся студентам на проработку до урока (например, видеолекция по грамматике), на самом занятии время не тратится на разбор теории, всё внимание уделяется обсуждению и продуктивной практике;
  • Студенты занимаются в удобном для них темпе и приходят на урок подготовленными;
  • Благодаря самостоятельной работе студентов преподаватели успевают охватывать больше материала.


Недостатки:
Подходит для мотивированных студентов уровня выше среднего. Представляет собой обучение в стиле лекции, при этом студенты получают информацию пассивно. Они не вовлечены в разбор темы, здесь не используется guided discovery.

Перечислили лишь некоторые распространенные методы и подходы в современной методике преподавания английского. Они не всегда подойдут вам в чистом виде: можно периодически применять некоторые элементы на уроках, например, проводить одно занятие в месяц в стиле Dogme Elt, CLIL или Flipped classroom.

 

Юлия Белоног

 

Related Post