Практические упражнения на развитие беглости речи

Практические упражнения на развитие беглости речи

Развитие беглости речи на иностранном языке — едва ли не самая частая цель студентов. Какие задания использовать, чтобы помочь ученикам в её достижении?
Составили подборку упражнений, для удобства разделив их на два вида: для более низких уровней (Beginner-PI) и более продвинутых (Intermediate+).

Задания для уровней пониже

1. Pile on
Цель упражнения — научить студентов строить длинные предложения. Первому учащемуся дается короткое простое предложение. Например, Alice goes.
Следующий повторяет и добавляет одно слово или короткую фразу. Например, Alice goes out.
Другой ученик вносит свое слово или фразу: их можно вставлять не только в конец предложения, но в начало и середину. В итоге получается:
My beautiful neighbor Alice always goes out with her friends on a Friday night wearing a lot of make-up, high heels, a little black dress and holding a shiny tiny clutch-bag in her pale manicured hand.
Как только предложение составлено, ученики могут по очереди его отрепетировать. Лексику и тематику подбирайте в зависимости от пройденного материала и уровня учеников.

2. Why? Because…
Ученики работают в парах: один составляет короткое предложение об интересах и увлечениях, а второй спрашивает его “почему”, задав полный вопрос, содержащий предложение первого ученика. Первый ученик отвечает, второй — снова спрашивает “почему”, и так до тех пор пока не иссякнут идеи.
Например,
A: I like cats.
B: Why do you like cats?
A: Because they are more independent than dogs.
B: Why are they more independent?
A: Because they are happy if you leave them alone and don’t need a lot of attention.
B: Why do they like being alone?
A: Because they are natural hunters.

3. Show and Tell
Попросите студентов заранее принести какой-либо предмет или фотографию. Задача — рассказать классу о том, что это, из чего сделано, откуда и почему ценно, чем обусловлен выбор именно этого предмета. Все слушают выступления каждого учащегося, а после мини-презентации должны задать больше вопросов об этой вещи. Задание отлично работает с детьми и их игрушками, а также со студентами-путешественниками.

4. Chain Story
Классика жанра, когда ученики по очереди дополняют историю. Существует несколько вариаций задания. Например, знаменитая Fortunately/Unfortunately, где учащиеся друг за другом составляют противоположные утверждения. Допустимо, чтобы каждый следующий студент использовал окончание предложения предыдущего, чтобы придумать свое и т.д. (например, conditional chain story).

Задания для уровней выше

Говорение

1. Just a minute
Каждому участнику дается тема, на которую необходимо говорить минуту: не колеблясь, не повторяясь и не отклоняясь от топика. Карточки с темами следует заготовить заранее. Также важно дать студентам время на подготовку и провести мозговой штурм идей и лексики.

2. Speed-dating tasks
Тематика вопросов может быть любой. Класс делится на пары, студенты садятся друг напротив друга. У каждого есть табличка с вопросами и их задача — спросить как можно больше вопросов и получить как можно больше ответов от собеседника за отведенный отрезок времени на беседу (обычно 1-2 минуты). Разновидностью может быть задание «Спроси эксперта», когда вы назначаете каждого из студентов одной группы экспертом в какой-либо области (например, Japanese Food, English football league, Marvel Comics и т.д.) и даете fact file об этой области знаний. Студенты из второй группы подсаживаются по очереди к интересным для них экспертам и задают вопросы (рекомендую определить это карточками, чтобы никого не обидеть и написать 2-3 темы, которые должны их заинтересовать). Затем ученики меняются ролями.

3. Pyramid Discussion
Отличная разновидность обсуждений, поскольку проходит в несколько этапов – значит у студентов появляется больше возможностей для тренировки навыка говорения для беглости. Классический пример: «Что взять с собой на необитаемый остров». Даем ученикам длинный список вещей, из которых они должны выбрать только 3, которые они хотят взять с собой на остров и могут аргументировать почему. Ученики сначала думают самостоятельно. Затем ставим их в пары, где необходимо единогласно решить какие именно вещи стоит взять с собой. Следом объединяемся в мини-группы по 4 человека, затем — по 8 и т.д. (в зависимости от размера класса), пока весь коллектив не придет к единогласному решению, какие 3 вещи взять с собой.

4. Guess the lie
Разновидность игры 3 truths and 1 lie, только более развернутый вариант. Студенты готовятся и рассказывают друг другу в парах 3 коротких истории из жизни, а затем должны угадать, какая из историй собеседника — ложь, объяснив свой выбор. Чтобы отличить правду от лжи можно задать собеседнику ограниченное число вопросов.

Некоторые из этих заданий можно адаптировать для занятий one-to-one — это лишь несколько свежих идей. А какие упражнения на беглость речи нравятся вам?

саша-small

Александра Сладковская

Related Post

  • Svetlana Scherba-Savchuk

    Спасибо большое, Александра, за отличные идеи!

    • Alexandra Lypovets

      Всегда пожалуйста! Мы стараемся для вас))

  • Nataliya Chshepina

    Очень понравились все упражнения. Можно ещё добавить обсуждение тематической картинки. Можно отправить две похожие картинки с некоторыми отличиями и обсудить эти отличия или задать наводящие вопросы к ним.

    • Alexandra Lypovets

      Очень ценные дополнения, Наталья! Спасибо! Всего не уместишь в одной статье, к сожалению 🙂

      • Nataliya Chshepina

        Да, это точно. Мне бы хотелось сотрудничать с вами в качестве преподавателя и применять ваши упражнения и эти, а также другие мои предложения в процессе обучения.

        • Alexandra Sladkovska

          Зарегистрируйтесь на собеседование! http://job.skyeng.ru/

          • Nataliya Chshepina

            Спасибо. Я зарегистрировалась. Я регистрировалась и раньше. Во время того собеседования мне почему-то не смогли прислать задание. Обещали переслать, но почему-то не переслали.

  • Margarita Korsun

    Прекрасные упражнения!!! Спасибо огромное за идеи!!!