26.07.2017
608
2

Рекомендации по развитию речи студентов

Каждый преподаватель сталкивался с ситуацией, когда ученика трудно “разговорить”: со всеми видами речевой деятельности студент справляется хорошо, старательно выполняет домашние задания, а в устной речи — “слова не вытянешь”. Почему происходит так, что ученик боится говорить? Разбираемся в новом материале.

У некоторых учащихся нежелание говорить связано со страхом сделать ошибку и выглядеть плохо в глазах других людей. Подобное может быть следствием чрезмерного исправления ошибок ранее, преподаватель не понимает, что способ коррекции зависит от типа задания: беглость или точность, и старается сделать речь обучаемого “кристально чистой”.

Языковой барьер — ни что иное, как боязнь и неуверенность в себе, появляется из-за ряда причин, одна из которых — последствия обучения с помощью грамматико-переводного метода. Студенты привыкают переводить с родного языка на изучаемый и тратят на обдумывание ответа много времени. Из-за этого им кажется, что при общении с иностранцем не смогут вовремя подобрать нужную фразу или произнести её правильно. Ранее особый фокус делался на правильности устной и письменной речи, по этой причине многие люди предпочитают сказать меньше, но верно: тщательно обдумать и подобрать слова.

Некоторые отвечают односложно не потому, что имеют бедный словарный запас, а так как считают, что не могут интересно рассказать об этой теме. Например,
Teacher: What did you do last weekend?
Student: I stayed at home and slept.
Teacher: Really? Did you eat anything delicious?
Student: No, not really.

В итоге разговор перерастает в допрос из вереницы вопросов преподавателя и односложных ответов ученика.

Как известно, интроверты более замкнуты, им необходимо больше времени, чтобы обдумать ответ. К тому же им не всегда быстро удается сходиться с людьми, и чтобы у преподавателя установились доверительные отношения со студентом требуется время.

Причин, по которым учащийся испытывает сложности в говорении, много, мы постарались подобрать универсальные рекомендации.

1. Самый очевидный совет: старайтесь выбирать темы для обсуждений или монологов в сфере интересов студента, даже скучную тему можно представить под другим углом. Например, тема “Спорт” неинтересна большинству представительниц женского пола, но обсуждать “почему футболисты так много зарабатывают” или “как живется женам знаменитых спортсменов”, уже намного увлекательнее.

2. Постарайтесь исправлять только важные ошибки, которые действительно мешают пониманию — это позволит ученику чувствовать себя увереннее. На данном этапе ваша задача — развитие беглости, а не точности. Когда страх говорить пройдёт, сможете обратить больше внимания на правильность речи.
Обязательно хвалите за попытки: позитивная обратная связь от учителя очень важна для развития беглости речи.

3. Поощряйте развернутые ответы. Немногословным ученикам предлагаю такую схему: Question- answer +comment.
То есть студент не может просто дать краткий ответ, а должен добавить комментарий. Если учащийся забывает и снова отвечает односложно, обязательно напоминаю о необходимости дополнительной информации. Выглядит примерно так:
Teacher: What kind of weather do you like? (question)
Student: I like summer. (answer)
In summer I usually go to the seaside. (comment)

Таким образом студент отвыкает отвечать одним предложением.

4. Для развития устной речи необходимо употреблять новые, ранее изученные слова.
При этом необязательно использовать только правдивые ситуации, их также можно смоделировать ради практики. Когда мы не знаем, что сказать, то порой переводим разговор в нужное нам русло. Например, как в анекдоте:
— Юноша, что вы можете сказать нам про рыб?
Студент:
— Рыбы — это животные, тело которых покрыто чешуей. Ну, а если бы они имели шерсть, то там точно водились бы блохи. А блохи — это…

Тем студентам, которые привыкли говорить только правду и высказываться по сути, рекомендую практиковать монологи на нелепые темы. Попробуйте дома в течении 15 минут на родном языке без остановки рассказать о платяном шкафу — это “несерьезное” задание на спонтанное говорение является очень сложным для людей, которые привыкли тщательно обдумывать мысли и не разбрасываться словами.

5. Дайте время на то, чтобы обдумать ответ. Если работаете с группой, то вначале ученики практикуют монологи в парах, а вы мониторите. Если индивидуально — дайте время подумать и сформулировать мысль. Нужен хороший лексический запас и уверенность в себе, чтобы говорить спонтанно.

6. Подготовьте опоры — список слов для употребления или таблицы-скелетики очень полезны, когда есть сложности с подбором лексики. Например,

I’m very good at… (cooking). I learned how to do it when I was….
I also enjoy… (swimming) because…
I wouldn’t mind …. (skiing) when….

После монолога предложите вариацию этой же темы, но уже без опоры. Например, now tell me about your best friend’s hobbies.

7. Умение говорить вырабатывается на практике. Кроме основных занятий студенты могут посещать разговорный клуб, найти партнера по языковому обмену, записывать монологи дома с помощью программы записи на компьютере или http://vocaroo.com/
Такие монологи могут оцениваться вами или оставаться ученику на самоанализ. Сохраните запись в начале курса и аналогичную спустя время. При сравнении двух аудиодорожек прогресс будет заметен в любом случае: точно сократятся паузы между словами и предложениями, а подбор лексики будет значительно лучше.

Надеемся, что наши советы помогут студентам говорить увереннее!

Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Денис Денис

    Спасибо Вам большое за статью. Самое трудное то, что студент уровня beginner-elementary хочет больше разговорной практики, а словарного запаса мало. Случайно не знаете книгу для разговорного английского для elementary level? Спасибо

    27.12.2017
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Спасибо! Чаще всего книги для пособия для развития речи идет от уровня pre-intermediate. Я пользовалась с одним из студентов Speak now 1 https://elt.oup.com/catalogue/items/global/adult_courses/speak_now/speak_now_1/?cc=global&selLanguage=en Но потом в итоге всё равно вернулись к English File. С такими студентами (которые настаивают на спикинге), я объясняю для чего нам остальные навыки и стараюсь работать, используя элементы Flipped classroom: тексты читаем дома, аудирование по возможности слушаем дома, грамматические упражнения (контролируемая практика) делаем дома, зато на уроке максимально говорим, проигрываем диалоги, обсуждаем прочитанное. Я стараюсь весь урок говорить, повторять, а новую грамматическую тему давать минут за 15-20 до конца. Так мы успеваем этапы: presentation, clarification и буквально совсем немного конролируемой практики (типа составь предложение по картинке- Jenny is eating….) и студента ощущение, что он говорит, а не пропуски заполняет, а остальные упражнения (занудные, по его мнению) он отрабатывает дома и приходит на следующий урок, где у нас начинается production. Все довольны)

      22.05.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×