01.09.2022
2996
0

Задание 5 ОГЭ: практические советы по подготовке к выполнению

Близится новый экзаменационный сезон, и чтобы встретить его в полной готовности, я стараюсь заранее обозначить потенциальные «проблемные зоны» у своих учеников, сдающих ОГЭ. Это полезно не только с точки зрения прогнозирования ожидаемого балла и рисков, которые будут препятствовать его получению. Показатели ученика «на входе» — это еще и отличный источник информации о том, какое задание является челленджем для конкретного ученика.

На примере Задания 5 (часть «Аудирование») рассмотрим наиболее часто встречающиеся сложности и обсудим практические пути их решения. В статье используется вариант Задания 5, представленный в открытом банке заданий ОГЭ (код варианта — 6B82FA).

Суть задания: учащемуся предлагается прослушать 5 тематических высказываний и определить, к какой рубрике из списка относится каждое из них. По условию задания, каждая рубрика может быть использована только один раз, при этом одна из рубрик является лишней.

Вы готовите тематическую радиопередачу с высказываниями пяти разных людей, обозначенных буквами A, B, C, D, E. Подберите к каждому высказыванию соответствующую его содержанию рубрику из списка 1-6. Используйте каждую рубрику из списка только один раз. В списке одна лишняя рубрика.

1. It’s unhealthy
2. It’s boring
3. It’s offers better jobs
4. It’s amazing
5. It’s educational
6. It’s stressful

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Прогнозируем сложности

На основе собственного опыта подготовки учеников к выполнению данного задания я сформулировала наиболее частые сложности, с которыми сталкиваются ученики: 

  1. Ученик не (до конца) понимает значения рубрик.
  2. При ознакомлении с условием задания ученик не может предугадать содержание высказываний говорящих.
  3. Ученик не распознает отличия между главной идеей (main idea) и второстепенной информацией, которая ее подкрепляет (supporting idea).
  4. Ученик ориентируется на отдельные слова внутри высказываний говорящих и выбирает рубрику на основе отдельных слов, а не совокупного значения высказывания. 

Разбираем сложности учеников с заданием 5 ОГЭ

1. Ученик не понимает значения рубрик

Решение: перед выполнением задания предложите ученику поиграть в ассоциации. Такая игра может выполнять функцию разминки и поможет с prior knowledge activation — определением того, значение каких слов/фраз из рубрик ученику известно, какие значения забыты, а какие являются полностью незнакомыми.

Пример задания с clouds of association

Unhealthy: junk food, pollution, low physical activity
Stressful: exams, peer pressure, appearance

Создание таких clouds of association способно помочь закрыть лексические и прочие понятийные пробелы, а еще они развивают те самые predicting skills, навыки предвосхищения ситуаций, в которых могут быть использованы слова/фразы из рубрик (общение с родителями, сверстниками и т.д.)

Другой вариант практики с визуальной опорой, соответствующей теме аудио — описание и/или сравнение изображений с использованием слов из рубрик. Такой вариант включает в себя скаффолдинг и подойдет учащимся, которые только начинают знакомиться с форматом ОГЭ  либо испытывают сложности с декодированием информации на слух.

Эти статьи могут быть вам интересны:

task 5 oge preparing for implementation 3 Skyteach
Источник изображения unsplash.com
task 5 oge preparing for implementation 2 Skyteach
Источник изображения unsplash.com
Пример задания с опорными изображениями: 

Look at the pictures and answer the questions below using the words from the rubrics.

1. How do the places in the pictures differ?
2. What are the pros and cons of living in each of the places?
3. Where would you prefer to live? Why (not)?

Words to use:
• Boring
• Unhealthy 
• Amazing 
• Stressful
• Educational
• Offers better jobs

2. Ученик испытывает сложности с предварительным анализом задания и возможным содержанием высказываний говорящих

Решение. Предложите ученику проанализировать «скелет» задания. Это поможет ему понять логику составителей и заодно облегчить поиск закономерностей (например, в рассматриваемом варианте есть три отрицательные и три положительные характеристики, которые могут быть применимы к теме аудио). Другой способ решения — в последовательном развитии языковой догадки и расширении словаря синонимов.

Пример анализа Задания 5

​​1. What is the audio’s topic?

2. Analyse the statements. Which advantages and disadvantages of living in a big city might each speaker be discussing?

1. It’s unhealthy (example: air pollution, a lack of green spaces in cities).
2. It’s boring 
3. It offers better jobs 
4. It’s amazing 
5. It’s educational 
6. It’s stressful 

3. What key phrases/words will you hear for each statement?

1. It’s unhealthy – (example: bad ecology, health problems)
2. It’s boring 
3. It offers better jobs 
4. It’s amazing 
5 . It’s educational 
6. It’s stressful

3. Ученик не понимает разницу между главной и второстепенной / дополнительной информацией при прослушивании высказываний / не улавливает совокупное значение и попадает в «ловушки»-дистракторы

Решение. Необходимо детально разбирать тексты высказываний после прослушивания аудио. Стоит иметь в виду, что ученики по факту выполнения экзаменационного задания могут быть демотивированы — они уже знают количество набранных за задание баллов и могут не увидеть практического смысла в таком post-listening analysis.

Заранее обозначьте, что ваша цель заключается не в том, чтобы лишний раз указать на ошибки, а чтобы помочь увидеть задание глазами экзаменатора и составителя. Например важно обращать внимание на то, какие структуры используются в предложениях, которые способны запутать, куда составители заданий прячут ловушки в виде антонимов/синонимов и т.д.

Пример задания на определение главной и дополнительной информации

Speaker A: It’s amazing

Of course, big cities can’t boast many parks or fresh and clean air, but life in a big city is certainly exciting! You can watch new blockbusters or attend theatre performances or concerts of the best musicians. Big cities have many museums, concerts halls and whatnot. I also enjoy the fast rhythm of big city life: people walking fast along the streets, there’s hustle and bustle everywhere, cars moving and beeping. It’s really fun!

1. In your opinion, what is the speaker’s main point?
2. How does the speaker justify his/her main point?
Пример задания на определение дистракторов

Speaker D: It offers better jobs
I do understand that life in a big city has a lot of minuses, like bad ecology or a lot of stress, but to be perfectly frank, I wouldn’t like to live anywhere else. I don’t think that the countryside can offer many employment opportunities. There are few workplaces there, and the salary is much lower than in the big cities. I think that’s a good reason to stay in a big city rather than move to the country. 

1. Could you explain why the statements It’s unhealthy and It’s stressful don’t describe the speaker’s main point?
2. Which words/expressions can reveal a speaker’s true viewpoint?
3. In what words or expressions does the speaker provide more explanation of his real viewpoint?

Поделитесь, какими из перечисленных способов пользуетесь вы? Что наиболее эффективно работает с вашими учениками в процессе выполнения данного задания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×