Оценка эффективности проведенного урока. Чек-лист

Оценка эффективности проведенного урока. Чек-лист

Хороший преподаватель учится прежде всего на практике: тестирует различные подходы, эффективность заданий, меняет вербальное и невербальное поведение. Очень важно уметь оценивать собственный урок, и в этом поможет краткий чек-лист.

Если есть возможность, занятие лучше записать, таким образом данные будут объективнее, чем самоанализ по памяти. Также по возможности привлеките к помощи более опытного коллегу. Существует несколько категорий оценки эффективности проведенного урока. Рассмотрим каждую из них.

Взаимоотношения преподавателя и студента (rapport)

Позитивная атмосфера на занятии очень важна. Если не налажены отношения со студентами, то никакая методика не поможет обучению.

  1. Проявляли ли вы интерес к содержанию высказываний студентов?
  2. Называли ли их по имени?
  3. Хвалили ли учеников? Сколько раз за урок?
  4. Разговаривали с ними на равных? (избегали ли покровительственного тона)
  5. Чувствовали ли себя учащиеся расслабленно? (ненапряженно)
  6. Часто улыбались?

Отрицательные ответы говорят об отсутствии контакта со студентами. Постарайтесь принять вопросы как руководство к действию и почувствуйте радость от общения со своими учащимися!

Вербальное поведение учителя (teacher talk)

Категория требует практики: если установление доверительных отношений может быть и врожденным умением, то над teacher talk необходимо поработать.

  1. Какова громкость вашего голоса? Темп?
  2. Правильна ли речь?
  3. Позволяли ли себе ненужные комментарии?
  4. Инструкции достаточно четкие?
  5. Переходили ли на родной язык необоснованно?
  6. Повторяли ли правильные ответы за студентом? (echoing)

Излишне тихая речь или повышенный тон учителя, комментирование своих действий, высказывания вместо студента, запутанные инструкции и нерациональное использование родного языка существенно снижают эффективность занятия.

Структура урока и работа на различных этапах

  1. Проводили ли разминку? Была ли она связана с темой урока?
  2. Этапы урока сбалансированы? (не были затянуты, но и не проходили слишком быстро)
  3. Все этапы работы с видами речевой деятельности соблюдены? (например, pre-reading, reading for gist, reading for detail, post-reading)
  4. Вовлекали ли учеников в разбор нового материала? (использовался ли eliciting?)
  5. Рационально ли расходовалось время урока?
  6. Организованно ли размещена информация на доске? Важное выделено?
  7. Исправлялись ли ошибки студентов в зависимости от типа задания? (отсроченный или немедленный фидбек)
  8. Итоги занятия подведены? Полезность материала для учащихся подчеркнута?

Обратите внимание на вопросы, на которые ответили отрицательно. Подумайте, что можете сделать для улучшения качества урока. Не пытайтесь усовершенствовать всё и сразу. Выберите один пункт для улучшения, а после вернитесь к другим, если будет необходимость. Возможно стоит почитать методическую литературу, где более подробно разбираются этапы работы с основными навыками.

Задания

Задания для студентов

Ответы на следующие вопросы помогут отобрать материал правильно и сделать урок интереснее.

  1. Все ли задания были по силам ученикам? Может какие-то слишком легкие?
  2. Насколько задания соответствовали целям студентов?
  3. Учащиеся проявляли интерес к выполнению упражнений? Было ли задание, которое не увлекло студентов? По какой причине?

Если не уверены в ответах, попросите обратную связь у учащихся. Они обязательно оценят старания сделать обучение занимательным.

Взаимодействие студентов (для оффлайн)

Эти вопросы подходят для групповой работы.

  1. Был ли у всех студентов шанс высказаться или только у самых сильных?
  2. Уделили ли достаточно внимания всем ученикам?
  3. Насколько разнообразными были режимы работы (парная, в мини группах, индивидуально, всей группой)?

Общее впечатление об уроке

Если уже накоплен большой опыт или нет времени на полный анализ, можно сосредоточится только на четырех вопросах:

  1. Какие практические знания и умения приобрели учащиеся?
  2. С чем вы хорошо справились?
  3. С какими проблемами столкнулись? Как их можно было избежать?
  4. Хорошо ли вы были подготовлены?

Уверены, чек-лист поможет оценить работу, а также эффективность занятий для учеников. Не бывает идеальных занятий, но время от времени можно проводить ревизию и улучшать навыки преподавания.

 

Юлия Белоног

 

Related Post