Использование ментальных карт для изучения лексики

Использование ментальных карт для изучения лексики

Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать новые слова. Используется весь арсенал способов и подходов, которые подходили другим ученикам либо преподавателю при изучении нового или повторении старого материала. Это всевозможные карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и так далее. Но достаточно недавно был введен в активную практику еще один замечательный метод – метод интеллектуальных карт. Такие карты еще называют ментальными картами, картами мыслей, ассоциативными картами, диаграммами связей либо используют оригинальный терминмайндмеп (mind map). Что они собой представляют?

Интеллект-карты – особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности. Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Вот как выглядит, например, любимая всеми таблица неправильных глаголов в диаграмме связей.

mind maps неправильные глаголы

Согласитесь, с помощью такой подачи шансы заинтересовать, мотивировать студента выучить неправильные глаголы значительно увеличиваются. Кроме того, такая карта не имеет границ и может пополнятся новыми словами по мере их изучения. Но что самое приятное, такие диаграммы могут делать ученики сами для себя, выбирая ассоциативные цвета, шрифты, рисунки, размер и форму стрелочек, оформляя все в своем, понятном для них стиле, что значительно приятнее скучного зазубривания «to be – was/were – been».

Какие еще преимущества интеллект-карт в изучении лексики на занятиях английского языка? Майндмеп – это:

  • Экономия времени на обработку и запоминание новых слов;
  • Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, контекстных значений, синонимов, антонимов и т.п.);
  • Помощь в брейнсторминге лексики в качестве warm-up или revision;
  • Отработка навыка составления планов, структурирования, нахождения логических ассоциативных связей между словами;
  • Проверка или повторение пройденного вокабуляра;
  • Четкое видение всей лексической темы, ее главных и второстепенных составляющих.

Что интересно, специалисты спорят, какой вид майндмеппинга выбрать – цифровой или бумажный. Ответ: выбор за вами и вашими студентами. Далее представлен список специальных приложений, где можно создавать цифровые карты ассоциаций.

Также полезным будет следующий ресурс, где собраны образцы и бесплатные готовые интеллект-карты на разные темы для уроков английского языка.
Кроме того, в данном видео сможете более детально разобраться со спецификой построения карты:

Надеемся, данный метод работы с лексикой не только разнообразит учебный процесс, сделает изучение слов более привлекательным и интересным, но также увеличит количество и скорость прохождения материала на занятиях в классе и во время домашних заданий. Экспериментируйте и получайте удовольствие от преподавательской деятельности.

 

Нина Сворак

Related Post

  • Тома Ткаченко

    Нина, спасибо, за статью Очень интересно. У меня вопрос. Не моглии бы Вы подсказать веб-ресурсы для построения своих mind maps?