Нескучный диктант: развитие основных навыков с помощью различных видов диктанта

Нескучный диктант: развитие основных навыков с помощью различных видов диктанта

Слово “диктант” ассоциируется со строгим учителем, который ходит по классу и исправляет всё красной пастой. Однако, если произвести upgrade традиционного диктанта, то он может быть полезной деятельностью. Задание включает в себя тренировку нескольких навыков: аудирования, спеллинга и говорения. Давайте рассмотрим, как же оживить традиционный скучный диктант?

В книге Teach Grammar creatively Herbert Puchta приводит примеры использования диктанта на различных этапах урока. Например, для презентации грамматической структуры used to. Идея задания похожа на игру Two truths, one lie. Преподаватель сообщает студентам несколько фактов о себе с использованием used to, а затем они решают какие из них правда. Вместо того, чтобы записать утверждения на доске или сказать устно, учитель их диктует. Чтобы проверить правильность предложений ученики по одному диктуют преподавателю то, что записали: тратится немного больше времени, но зато ученики тренируют ценные навыки.

Многие современные вариации диктантов адаптированы из книги Dictation by Paul Davis and Mario Rinvolucri
Приведем наиболее распространенные виды.

1.Picture dictation

Picture dictation

Можно использовать при изучении лексических тем, где слова сгруппированы по категориям. Преподаватель показывает флеш карточку, а ученики записывают слово.
Затем проверяют в парах. Такое задание будет интересно юным учащимся.

2. Running dictation

Running dictation

Разделите небольшой текст из вашего учебника на несколько частей, например, параграфы с названиями. Распечатайте его покрупнее и развесьте на стены в классе или в коридоре, если есть возможность. Поделите студентов на пары, в которых один — scribe partner, а другой — run partner. “Бегающий” учащийся читает часть текста, а затем диктует его “пишущему” партнеру. Победитель тот, кто запишет информацию в наиболее полном объеме и с наименьшим количеством ошибок. Также студенты могут обсудить с какими идеями согласны и не согласны.

3. Most important — least important

Most important - least important

Задание — обычное ранжирование, но с дополнительной тренировкой правописания и аудирования.
Продиктуйте 5-7 предложений. Если эти факты важны для студента, то он записывает их в верхнюю часть страницы, неважные помещает внизу, а остальные — посередине. Затем сравнивает утверждения с соседом и отсчитывается преподавателю о найденных различиях.

Пример предложений,
А good friend should have a good sense of humour.
It’s important to be loyal to your friend.
Having a lot in common us essential.

4. Dictogloss

Dictogloss

Это скорее реконструкция текста, чем диктант. Задание не подойдёт для низких уровней.
Преподаватель читает небольшой текст, а учащиеся записывают только ключевые слова. Затем повторяет процедуру, чтобы студенты услышали больше деталей. После этого в парах или мини группах необходимо составить подобный текст с использованием ключевых слов, проверить правильность выражений и грамматических конструкций

Пример текста для уровня Intermediate (Grammar dictation)

We live in a time of rising unemployment. This makes the job market very competitive. Many people are now seeking the services of a new type of company to prepare them for a job application. The company helps in a variety of ways, from eating the resume to training the applicant in interview techniques. The fee is high but many job seekers consider it a worthwhile investment in the competitive race for a job.

5.Real life dictation

Real life dictation

Что мы обычно диктуем друг другу в реальной жизни? Номер телефона, адрес, цену, дату. Поэтому убедитесь, что использовано достаточно заданий на практику понимания этих данных на слух. Студенты говорят, что они обычно отправляют смс. А что, если не будет возможности?

Продиктуйте несколько цифр: единицы, десятки или сотни. Как проверить, что группа записала числа правильно? Можно выписать их на доску. А любителям математики предложите сложить все цифры. Если сумма такая же как у вас, значит услышали правильно.

Даже традиционные упражнения на уроках можно оживить. Больше идей вы найдёте в указанных в статье источниках.

 

Юлия Белоног

 

Related Post