Ошибки учеников при выборе репетитора по английскому языку

Ошибки учеников при выборе репетитора по английскому языку

Что большинство учеников ждут от репетитора? Зачем многие бросают групповые занятия и переходят к индивидуальным урокам?

Причин несколько:

  1. не успевают усваивать материал в группе, потому что им требуется больше внимания для повторения и закрепления материала;
  2. хотят уделить внимание конкретным навыкам, например, говорению или аудированию;
  3. предпочитают обсуждать темы, которые интересны им;
  4. чувствуют себя некомфортно, работая в группах или парах, например, ученики-индивидуалисты;
  5. желают, чтобы всё внимание преподавателя уделялось им.

Чтобы получить вышеперечисленное, они готовы платить больше. Какие же ошибки совершают студенты при выборе тьютора?

  1. преподаватель имеет недостаточный уровень языка для выполнения учебных задач. Например, чтобы готовить к CAE нужно иметь уровень не ниже advanced, хороший словарный запас, уметь прояснить разницу между двумя словами, которая может быть не очевидна на первый взгляд;
  2. учитель не имеет достаточной методической квалификации, использует методы, которые не всегда приносят результат. Например, чтобы снять языковой барьер грамматико-переводной метод совершенно не подходит. В то же время, использование относительно нового Dogme approach при работе индивидуально с начинающим студентом, точно не сработает;
  3. преподаватель подбирает программу, не соответствующую ожиданиям учащегося, потому что не точно выясняет цели обучения. Из-за этого ученик теряет мотивацию, так как видит, что он тратит время и деньги, а видимого результата нет;
  4. преподаватель идет по шаблону и не отступает от учебника. Как сказала одна из моих студенток о своем прошлом репетиторе: “Учебник я могу и сама прочитать, а ответы найти в книге для учителя”;
  5. несоответствие темперамента или характера учителя и ученика: различный темп работы, проявление эмоций, степень организованности и последовательности.

Какими качествами должен обладать хороший репетитор?

Гибкость

Умение учителя подстраиваться под ситуацию

Умение подстраиваться под ситуацию, чувствовать настроение учащегося, быть готовым менять ход урока, вносить коррективы. Бывает так, что студент приходит на урок расстроенный и говорит: “А я сегодня хочу просто поговорить”. И у вас должны быть примерные заготовки того, чтоб делать в этом случае.
Это также касается и вашего характера. Будучи человеком с очень быстрым темпом, вначале преподавательской карьеры очень раздражала медлительность учеников, и хотелось их поторопить. Прослушав записи своих уроков я училась быть более терпимой. Иногда до сих пор считаю про себя, чтобы дать учащимся достаточно времени подумать.
Прислушивайтесь к пожеланиям студента. Если он хочет больше упражнений на аудирование или выполнять домашнее задание вместе с вами на занятии, удовлетворите его просьбу. Вы всегда можете дать ему профессиональный совет и пояснить для чего вы занимаетесь деятельностью, которая может показаться монотонной на первый взгляд. Поэтому гнуть свою линию нужно аккуратно. Фраза, которую часто слышим в учебных заведениях, — “Потому что я так сказала”/“Потому что так надо”, — не работает.

Как узнать, что ученик всем доволен, а не добивает оплаченные занятия? Запросите обратную связь, можно это делать 1 раз в несколько уроков. Выясните, всем ли он доволен, на что хотелось бы обратить внимание. Поверьте, многие люди чувствуют себя неудобно, если нужно инициировать конструктивную критику преподавателю.
Не расстраивайтесь, если учащийся “хочет то, не знаю что”. Выслушайте его и примите совместное решение с учетом его пожеланий и вашей экспертности в вопросах преподавания.

Эмпатия

Для многих учащихся репетитор — не только наставник, а друг, который выслушает и поддержит. Проявляйте искренний интерес к тому, что случается в жизни ученика, хвалите и показываете его прогресс. Поддержите, если вдруг он разочаровался в своих силах.
Не зацикливайтесь только на правильности речи, проявите интерес к тому, что говорит студент.

Неудачный пример:
Student: I go to Paris last weekend. It was amazing!
Teacher: No, you WENT to Paris. We learned Past Simple with you!

Удачный пример:
Student: I go to Paris last weekend. It was amazing.
Teacher: Great! What did you see?
Student: Eiffel Tower, the Louvre, Notre Dame de Paris. I liked it very much!
Teacher: I’m happy for you! I WENT to Paris last year.

Профессионализм

Ваше высшее образование — 30% того, что необходимо для успешной работы репетитором. Развивайтесь в профессиональном плане, посещайте методические мероприятия, изучайте книги и статьи. И обязательно пробуйте все новое на своем уроке.
Используйте возможности общения на английском языке, продолжайте его учить самостоятельно. Нивелировать уровень языка может тщательная подготовка к занятию. Продумайте заранее возможные вопросы и как на них правильно ответить. Если вы сознательно выбираете только низкие уровни для обучения, избегая вызовов, то уровень языка будет только деградировать.

Креативность

Креативный учитель по английскому языку

На своих уроках я использую 60 % заданий из учебника и 40 % заданий, подобранных из других источников или составленных мной. Задания, которыми необходимо дополнить учебник, не всегда творческие и не требуют много времени: список дополнительных вопросов для обсуждения иногда возникает сам собой, короткое видео из youtube по теме или задание на повторение лексики в форме знакомой игры. Подберите несколько источников дополнительных заданий, например, Five minute activities

Для чего это надо?
Во-первых, студенты чувствуют индивидуальный подход: вы подобрали задание по их интересам и помогаете ликвидировать пробелы в знаниях.
Во-вторых, делают занятие разнообразнее и интереснее. Это благотворно сказывается на мотивации.

Умение выявлять учебные цели и выстраивать программу

Подробно расспросите ученика о том, зачем ему необходим английский язык, в каких ситуациях он планирует его использовать. Для школьников важно в большинстве случаев подтянуть оценки или подготовиться к экзамену. Со взрослыми учащимися сложнее. Как говорит психолог Skyeng Константин Ефимов: “Люди не готовы тратить столько времени и денег только потому, что им просто интересно учится. У каждого студента есть четкая цель и, если она не озвучена четко — значит она скрыта.”
Цели студентов могут меняться на протяжении обучения. Если чувствуете, что студент теряет мотивацию, периодически возвращайтесь к вопросу о целях. Подчеркивайте то, чем вы занимаетесь — это поможет увидеть результат.

Конечно, список качеств можно продолжать, потому что профессия учителя — одна из самых сложных, но интересных. Какие качества на ваш взгляд самые важные? Поделитесь в комментариях к статье.

 

Юлия Белоног

 

Related Post