Как «вывести» грамматику в речь?

Как «вывести» грамматику в речь?

Заполните пропуск в предложении:
«Чтобы научиться говорить на иностранном языке и, в идеале, грамматически правильно, нужно ____________.»
Ответ, на самом деле, прост. Нужно ГОВОРИТЬ. Повторять, проговаривать, высказываться, отвечать, спрашивать, пересказывать – все что угодно, лишь бы это было устно. Нет, не то чтобы письменные упражнения и таблицы с правилами были совсем бесполезны, но если ваш студент молча заполняет пропуски в предложениях, нужно понимать, что он учится именно этому – заполнять пропуски в предложениях. Удивляться тому, что оторвав глаза от книги и пытаясь что-то сказать, он делает ошибки, хотя только что успешно выполнял подобные задания в учебнике, не стоит. Это разные навыки, и тренировать их нужно по-разному.

Итак, как же помочь студенту не просто ЗНАТЬ грамматику, но и успешно ею оперировать в спонтанной речи?

1. Для начала попросите повторить

Попросите повторить

Делайте презентации нового грамматического материала как можно более интерактивными, и просите студента повторять предложения с новой грамматикой за вами. Это несложно для студента, но очень важно – поскольку это первое «произнесение» новой грамматической формы, начало привыкания к использованию ее в речи. Для такой презентации есть несколько простых приемов, например:

Naming
Допустим, для Present Continuous — вы показываете картинки и озвучиваете происходящее на них (She is eating, He is reading, They are dancing, etc), просите студента повторять за вами каждое предложение.

Build-up
Преподаватель задает студенту вопросы, например:
«Do you have your own personal plane?» — (No, I don’t.)
«Would you like to fly to the Bahamas tomorrow?» — (Yes, I would like that.)
Затем вводит 2nd Conditionals, одновременно демонстрируя логическую связь между двумя clauses «So, if you had a plane, you would fly to the Bahamas tomorrow» и просит повторить.

Contrast
Задаем вопрос, ответ на который будет «нет», например, чтобы научить quantifiers:
«Are there many people in the streets at 3 am?» — (No, there are not many….)
«So, there are few people in the streets at 3 am. Repeat, please.»

2. Делайте как можно больше упражнений устно

Делайте как можно больше упражнений устно

Уже на этапе controlled / less controlled practice просите студента выполнять задания устно там, где это возможно. Вот несколько примеров таких упражнений:

Закончите предложение (например, для отработки Comparatives: Audi is more expensive than…; Conditionals: If I wake up early tomorrow…; Past Perfect: When I came home yesterday I realized that…; etc). Лучше, если студент повторит за вами начало, прежде чем продолжит мысль.

Ответьте на вопросы (например, в качестве практики Past Continuous: What were you doing at … o’clock yesterday?; Gerund vs Infinitive: What did you avoid doing when you were a child? What did your mother forbid you to do?; etc) Важно настаивать на том, чтобы студент отвечал полными предложениями.

Задайте вопросы друг другу или преподавателю (например, для закрепления ‘to be going to’: What are you going to do tomorrow morning / Friday evening / next summer…)

3. Настройте автопилот

Настройте автопилот

Одна из причин, по которым студенты допускают в речи ошибки – это очень короткое время на раздумывание. Он может знать правила, но пока проанализирует, какая форма глагола нужна, пока вспомнит эту форму, проходит время, а его при говорении нет. Соответственно, важно довести навык употребления той или иной грамматики до автоматизма. Например, во фразе I don’t know студенты крайне редко ошибаются, поскольку частота ее употребления очень высока. Ученики не задумываясь скажут правильно, и вы вряд ли услышите I’m not know или I not knowing, ведь так?

Именно поэтому важно многократное проговаривание тех или иных грамматических форм в предложениях, чтобы сочетания she doesn’t, we were, could you, и т.п. закрепились настолько, чтобы воспроизводились без особых усилий со стороны говорящего.
Для этого важно на этапе Practice обеспечить огромное количество повторений. Например, если сегодня в фокусе вашего урока модальные глагол should в значении рекомендации, ваш ученик должен десятки раз в разных контекстах употребить should правильно, и тогда шансы сделать ошибку типа should to do в будущем будут низкими.
Как же обеспечить такую многократную повторяемость? Во-первых, требуйте всегда отвечать полными предложениями. Во-вторых, задавайте и просите задавать много вопросов разных типов, например, для закрепления –s в Present Simple:

5-6 Yes Questions
T: Does Mr Putin live in Russia?
S: Yes, he lives Russia.
T: Ask me about Angela Merkel.

5-6 No Questions
T: Does your mother work in Coca-Cola?
S: No, she doesn’t work in Coca-Cola.
T: Ask me about my father and FBI.

5-6 Alternative Questions
T: Does Angelina Jolie have one child or many children?
S: Angelina Jolie has many children.
T: Ask me about Alla Pugacheva.

6 Wh- Questions
T: Where does your best friend live?
S: He lives in Klin.
T: Ask me about my son.

4. Добивайтесь полного правильного предложения

Добивайтесь полного правильного предложения

При исправлении студента требуйте, чтобы правильная версия предложения была в итоге произнесена полностью. Например, если ученица сказала «I have never gone to France», будет недостаточно, если она просто выслушает правильную версию или если повторит только «been». Необходимо, чтобы она произнесла «I have never been to France» целиком, и уж совсем здорово, если преподаватель далее спросит «And what about Mongolia?», чтобы у студента была возможность закрепить правильную версию в голове попрочнее.

И напоследок, хотелось бы провести аналогию. Вы помните, как учились кататься на коньках или водить машину? Вряд ли вы долго изучали теорию, разбирали таблицы и схемы или слушали лекции. Вы просто начинали это делать, несмотря на страх и возможные ошибки. Все потому, что речь идет не о знаниях, а о навыках. Можно прекрасно знать или понимать, как нужно водить машину, но по-прежнему не уметь это делать. А вот если практиковать каждый день, то скоро движения станут уверенными и привычными. Вот так и со студентами – как опытный инструктор, просто не теряйте спокойствия и дайте им возможность практиковать снова и снова.

 

Анна Николаева

 

Related Post