Лайфхаки по работе со «сложными» учениками на групповых занятиях

Лайфхаки по работе со «сложными» учениками на групповых занятиях

Каждому преподавателю на каком-то определенном этапе работы трудно найти общий язык со своими студентами. И часто бывает не важно насколько идеально подготовлены уроки, интересны ли задания, песни и игры, используемые на занятии. Причин такого «недопонимания» может быть много: слишком сложный материал, необъективная оценка за задание/ тест/ экзамен, недостаточно уделенное внимание определенным студентам на занятии, опоздания на занятия либо пропуски, невыполнение домашней работы либо слишком большой объем материала для самостоятельной работы, недостаточная работа студента (нежелание учиться, лень, отсутствие мотивации и т.д.). Но сегодня мы рассмотрим категорию «сложных студентов», которые могут прибавлять «работы» во время и после занятия, а также о полезных техниках classroom management.

Условно можно разделить таких учащихся на следующие группы:

Доминирующие студенты (Dominators)

Как распознать: это не всегда самые успешные либо, имеющие лидерские качества, студенты. Зачастую это ученики, которые любят обратить на себя лишнее внимание, затянуть разговор, задать пару-тройку вопросов на засыпку. Доминирующие студенты всегда будут занимать больше времени в парных разговорах, отвечать первыми. Они часто раздражают весь класс, и остальные могут становиться еще пассивнее прежнего.

Что делать: учитывая, что каждый имеет право высказаться, преподавателю сложно остановить таких студентов во время разговора, и, наверное, самое уместное в данном случае – сказать «Thank you» и дать слово следующему студенту. Также попробуйте установить лимит по времени на ответы (например, «You have got one minute for your answer»); вызывайте первыми тех, кто мало говорит, или не успевает. Если доминирующий студент забрал все время во время парного обсуждения, то во время фидбека обязательно дайте возможность высказаться его партнёру. Попробуйте группировать таких студентов в отдельные группы, там им придется уступать и учиться контролировать время своих ответов. Не забирайте у них шанс проявить себя, но пусть это будет другая форма работы (например, подготовить презентацию или представить новую грамматическую тему для всего класса/группы на следующий урок).

Опаздывающие студенты (Late Comers)

Как распознать: говорим о тех, кто делает это преднамеренно или страдает от такой плохой привычки. Опаздывающие регулярно могут сбить ритм работы, отвлечь внимание всего класса, заставить преподавателя искать воркшиты или думать, как занять новоприбывшего. Все это отнимает лишнее время, силы и эффективность работы.

Что делать: во-первых, после занятия поинтересуйтесь причиной опоздания. Если причина оказалась несерьезной, и студент продолжает опаздывать, можете попробовать следующее: постарайтесь пообщаться со студентом один на один, объяснить, почему его опоздание мешает и как это может повлиять на его результат в целом; иногда не менее эффективно проигнорировать опоздание вовсе, если уверены, что ученик может сделать для себя правильный вывод.

«Ранние птички» или те, кто выполняет задания раньше всех (Fast-finishers)

Как распознать: вряд ли они «трудные» студенты, но тем не менее преподаватель должен быть готов к ситуации, когда 2-3 ученика уже готовы с заданием, в то время как до его окончания еще осталось 10 минут; такие студенты редко сами обращают на себя внимание, и они часто с радостью сделают еще десяток упражнений.

Что делать: ставьте таких студентов в пары или команды с теми, кому требуется больше времени на обдумывание и обсуждение; во время индивидуальных (письменных, например) заданий будьте готовы с еще двумя-тремя более сложными в качестве дополнительной практики.

«Всезнайки» (Know-it-alls)

Всезнайка

Как распознать: учащиеся, которые стремятся пройти материал наперед, в двойном объеме, задают много дополнительных уточняющих вопросов или готовы ответить на все вопросы преподавателя первыми. Также такие студенты могут часто испытывать преподавателя на «профессиональную прочность» и сомневаться в правоте учителя, рассказывая «а вот грамматика говорит…».

Что делать: во-первых, преподаватель должен всегда быть готов к занятию и предвидеть сложности материала, возможные проблемы и вопросы студентов, кроме того, предвидеть вопросы «всезнаек» и подготовиться к ним заранее. Всегда старайтесь идти на шаг вперед и никогда не теряйте свое профессиональное лицо. Помните: учитель имеет право ошибаться, но всегда должен быть готов достойно признать свою ошибку. Еще советы по ссылке.

Студенты, которые не выполняют домашнее задание (Hometask Skippers)

Как распознать: ученики регулярно игнорируют задания, данные на дом, и объясняют это самыми нелепыми причинами, а также явно демонстрируют лень, неохоту и пренебрежение.

Что делать: приучите студентов делать домашнее задание с первого урока, задавайте посильное количество заданий, проверяйте регулярно и ставьте адекватные оценки. Не вовлекайте в проверку домашнего задания тех, кто к нему не готов — это может послужить для них знаком того, что к следующему занятию им стоит подготовиться. И, наверное, самое главное — часто и вовремя мотивируйте своих студентов, напоминая, что выполнение домашнего задания – часть их успеха в изучении языка.

Неуспевающие

Как распознать: студенты жалуются на сложность материала, не выполняют домашнее задание по причине непонимания темы, мало отвечают или не знают, что ответить, боятся задавать вопросы, так как не хотят выдавать свои неудачи.

Что делать: следует знать уровень всех студентов по отдельности с самого начала курса, что они могут и что им тяжело дается. По возможности, посоветовать таким студентам пройти предыдущий курс заново в качестве закрепления либо присоединиться к уровню пониже. Если это не удается сделать, обратите на такого ученика больше своего внимания на уроке, подойдите, объясните лишний материал, дайте пару подсказок, задайте наводящие вопросы; попробуйте давать таким студентам более легкие задания на аналогичную тему (например, в парах студент А выполняет задание, заполняя пропуски, а студент В выполняет matching or searching).

Еще несколько идей по работе со сложными студентами смотрите здесь на сайтах https://www.thoughtco.com/ и http://www.teachhub.com/

Помните, главное – не разжечь ссору со студентом и не потерять свой авторитет, профессиональное лицо. Для этого старайтесь предотвращать ситуации конфликтов со сложными студентами, предугадывать их вопросы/реакции наперед. Держите себя всегда в руках и не пускайте в ход эмоции, они могут сыграть вам плохую службу. «Читайте» своих студентов, ведь язык тела и жестов иногда говорит намного больше слов. Решайте конфликты со студентами один-на-один, выяснение правил дисциплины перед всем классом может дать противоположный эффект. Всегда будьте честны со своими студентами, но не забывайте, что лидер на занятии – преподаватель. Еще несколько полезных советов по теме на сайте http://www.psychologies.ru

Поменьше вам «сложных» студентов и успехов в работе!

 

Нина Сворак

Related Post