Первая встреча: 10 правильных вопросов, помогающих лучше узнать ученика

Первая встреча: 10 правильных вопросов, помогающих лучше узнать ученика

В учебнике NEW English File (OUP) Pre-Intermediate в одном из первых уроков для введения темы “Порядок слов в вопросительных предложений” есть вопрос “How can we get to know new people?” Действительно, как? Самый простой и эффективный способ — задавать им вопросы. Однако, не каждый вопрос позволит узнать человека лучше. Кроме того, не всегда уместно “допрашивать” ученика.

Сегодня расскажем, какие вопросы стоит задать студентам, чтобы их узнать, рассмотрим, почему это важно, и как эти вопросы строить, чтобы ученики отвечали честно.

вопросы ученику

Опытные преподаватели знают, что уместный и правильно заданный вопрос позволяет разговорить ученика и узнать у него важную информацию для уроков: его переживания, пожелания, трудности и ожидания. Правильно подобранные слова для вопроса, а также правильно выбранный момент, позволят ученику раскрыться, а учителям — получить полезную информацию.

Зачем это нужно? В первую очередь узнавание об ученике важной информации поможет продиагностировать его цели и выявить истинную, помочь с постановкой промежуточных или конечных целей, наладить контакт (build rapport), персонализировать уроки и поддерживать хороший уровень мотивации.Никому не нравится учитель-робот или учитель, который пришел “отчитать” свой урок и уйти. Всем хочется иметь доверительные отношения с преподавателем, всем приятно знать, что преподаватель помнит об их интересах, дне рождения, домашнем питомце и других вещах.

Давайте рассмотрим, какие виды вопросов можно задавать ученикам, как их строить правильно и на каком этапе спрашивать.

Диагностика целей

Даже если ученик уже озвучил свои цели ранее, никогда не повредит их уточнить, тем более, если вы занимаетесь уже долгое время. Цели имеют свойство меняться и очень важно этот момент отслеживать, чтобы не получилось так, что занятия проходят по материалу уже не актуальному для студента. О том, как выяснить цель и что спрашивать, мы подробно описали в статье о целях. Данные вопросы в более подробном виде нужно обязательно задавать на первом уроке с учащимися, и периодически к ним возвращаться (раз в 3-6 месяцев).

Диагностика уровня

Казалось бы, уровень вы определили с помощью placement test. Зачем же уточнять этот уровень? Дело в том, что скорее всего placement test проводился письменный. В основном, они нацелены на проверку знаний грамматики и лексики, изредка включая задания на проверку аудирования и чтения. Бывает так, и чаще чем хотелось бы, что ученики знают теорию на уровне Upper-Intermediate, но при этом не умеют разговаривать. И наоборот, говорят бегло, с ошибками, но не знают никаких правил. Проведение диагностического письменного теста не покажет реальных результатов. На помощь придут специально составленные вопросы по уровням, которые как бы и об ученике спрашивают, и одновременно уровень проверяют. Пример такого устного теста можно найти по ссылке. Часто такие тесты бывают специально созданы под каждую линейку учебников, проверяйте Test Booklets. Не нужно задавать все вопросы. Выберите парочку из каждого уровня и отмечайте для себя, что ученик знает, а что — нет. Если ученик начал делать много ошибок или молчать, продолжать не стоит. В идеале данная процедура не должна занимать более 5 минут первого урока.

Лайфстайл и интересы ученика

Интересы ученика

Следующий вид вопросов — это те, которые мы задаем в процессе обучения, изучая различные темы, и касаются они интересов учеников и их жизненного стиля. Нам это дает понимание, к чему привязывать материал урока, чем мотивировать и радовать ученика. Вопросы нужно задавать так, чтобы показать свою заинтересованность в том, о чем спрашиваете. Кроме того, если уж спросили: «Do you have a pet? What’s its name?», — запомните или лучше запишите куда-то эту информацию, чтобы через некоторое время к этому вернуться и показать ученику, что помните об этом. Ничто так не радует учеников, как внимание учителя к их персоне! Чтобы не забыть всех деталей, можно завести файл на каждого ученика и хранить информацию там, повторяя перед уроком и используя в правильный момент.

Увлечения

Данный пункт перекликается с предыдущим, однако разница в том, что узнавать ученика посредством вопросов из учебника можно постоянно, а вопрос об увлечениях можно задать в начале курса вместе с вопросами о целях. Данная информация обязательно должна быть отмечена в профайле ученика для того, чтобы быть использованной для персонализации занятий. Профайл можно вести множеством разных удобных вам лично способов, но по сути — это файл с важной информацией о вашем ученике. Удобнее всего такой файл хранить в облачном хранилище в виде таблицы Google Sheet.

Мнение

Люди любят высказывать свое мнение. Ученики — не исключение. Поэтому вопросы, направленные на выражение мнения, хорошо помогают не только разговорить ученика, но и узнать. При этом рассказ о том, что они думают по тому или иному поводу, помогает также понять, что это за люди, какое у них мировоззрение и какой подход в общении с ними использовать. Например, в этом упражнении на платформе Vimbox ученикам предлагается выразить свое мнение по поводу изучения иностранных языков, что может помочь вам понять, что ученик на самом деле думает об изучении английского и как ему помочь.

Амбиции

Вопросы, взывающие к амбициям учеников, помогут понять, что им нравится или не нравится в обучении, как они учатся лучше всего и что они в общем думают о процессе обучения. Периодически передавая бразды правления ученикам, мы можем увидеть, насколько они довольны уроками и заранее предотвратить жалобы или уход студента. Периодически задавайте вопросы типа:

What would you change/do differently if you were a teacher?
What do you like most/least about our lessons?
Why do you think we do this type of task?

Выявить недовольство учеников на раннем этапе крайне важно. Узнав, что именно им не нравится или чего они не понимают, можно объяснить им свой подход и логику заданий, а также, возможно, что-то поменять в уроках.

Кумиры

Все кем-то восхищаются и на кого-то равняются, и ученики — не исключение. В процессе обучения может обнаружится, кем восхищается ученик. Это могут быть родители, друзья, известные личности и т.д. Понимание того, кем восхищается ученик, помогает понять, что это за человек, его характер, стремления в жизни. Это в свою очередь поможет учителю скорректировать подход в обучении. Кроме того, иногда можно ознакомиться с мнениями людей, которыми восхищается ученик (если это публичные известные люди) по поводу изучения языка и использовать это для влияния на мнение ученика об изучении языков. Искать такую информацию не обязательно, но всегда интересно узнать самому что-то новое о знаменитостях и вдохновить студентов. Информацию легко найти в сети, задав правильный запрос поисковой системе. Например, очень вдохновляющими для ученика могут оказаться данные две статьи («Some celebrity inspiration to encourage your students to learn a language…» и «Celebrities Recommend, «Learning Foreign Languages Can Make You Famous»») о знаменитостях, которые владеют иностранными языками.

Воображение

В моей практике как-то так вышло, что все мои ученики — очень креативные люди. Именно поэтому любое скучное задание можно превратить в творческий процесс предположения, «а что бы было, если». Вопросы гипотетического плана или решение проблемы со стороны другого человека отлично помогают работать с теми, кто не любит говорить о себе или отвечает, что ему нечего сказать по тому или иному вопросу. А еще помогают задания типа One truth, two lies, особенно если позволить ученикам придумать самые нелепые и невероятные ситуации. Задавайте гипотетические вопросы ученикам — это помогает разрядить обстановку на уроке.

И напоследок: самое важное — выстроить доверительные отношения с учеником, узнать его получше, прислушаться к его ответам и показывать свое внимание. Поначалу придется задавать специальные вопросы, чтобы узнать студента лучше. Однако очень скоро ученики сами начнут открываться и рассказывать о себе.

А какие вопросы ученикам задаете вы?

саша-small

 

Александра Сладковская

Related Post

  • ElenaY Zam

    Очень полезная статья! Спасибо, Александра!