Когда учебника недостаточно: как и где искать дополнительные материалы к уроку

Когда учебника недостаточно: как и где искать дополнительные материалы к уроку

Каким бы хорошим ни был учебник, выбранный для занятий, всегда будет чего-то не хватать. Кроме того, если заниматься только по книге, то учащиеся будут учить только тот язык, который есть в учебнике, и будут сильно удивлены реальному положению вещей. Хороший учебник можно и нужно дополнять материалами. Какими, как и где их искать — расскажем в сегодняшней статье.

Начнем с того, что можно использовать в качестве дополнительного материала.

Картинки

Проще всего дополнять учебник картинками и фотографиями. Сейчас не нужно вырезать картинки из журналов, искать и тащить в класс горы материала. Достаточно найти подходящую картинку в интернете и показать её ученикам. Картинки используются для введения новой лексики, перед текстом для лучшего его понимания, для развития говорения, а также картинки — отличный способ начать занятия, ввести ученика в тему урока. Искать картинки можно на Pinterest, Google Images и Unsplash. Например, тему из учебника NEF уровня Pre-Intermediate, которая называется Famous Photos, можно начать не с фото, данного в учебнике, а дать изображение, особенно знаменитое в вашей стране, обсудить его, постепенно введя учеников в тему урока.

Дополнительное аудирование

Вдобавок к записям и видео из учебника очень желательно время от времени использовать аутентичные аудио и видео материалы для дополнительной практики навыков аудирования. Это особенно полезно для ознакомление учеников с разными акцентами и с живой речью. При этом аутентичные записи можно использовать с самого раннего уровня, градуируйте задание! Видеоматериалы в огромном ассортименте есть на YouTube и Vimeo, а аудиозаписи можно брать из различных подкастов. Такие записи можно использовать как в дополнение к учебнику, так и вместо записей в нем. Например, в учебнике NEF уровня Intermediate есть урок с текстом о женщине, которая отказалась от денег. Текст в учебнике адаптирован, и история начитана диктором издательства. Однако, вместо текста в уроке можно использовать реальное интервью с этой женщиной.

Дополнительное чтение

То же самое касается и заданий для дополнительного чтения. Помимо дополнения текстов из учебника аутентичными текстами похожего содержания и формата (об этом мы подробно рассказывали в нашем вебинаре о чтении), можно также читать с учеником художественную литературу в качестве extensive reading, для ознакомления с культурой письма на английском языке, а также для расширения словарного запаса. Подробнее об этом мы писали в этой статье. Искать тексты для чтения можно также в сети. Например, можно использовать материалы онлайн издательств газет и журналов, адаптированную литературу, оригинальную литературу и т.д. Источники worth mentioning: Rong-Chang, modern short stories, read and solve the mystery и т.д.

Грамматика

Грамматика на уроках английского

Несмотря на то, что в учебниках обычно более чем достаточно грамматики, некоторые особо усердные студенты хотят больше. Здесь на помощь придут упражнения онлайн с автопроверкой по грамматике. Самые популярные источники таких упражнений — English Exercise и Live Worksheets. Кроме того, полезно будет иногда подобрать правила в виде готовых mind maps или создать свои собственные. Также рекомендуем сайт, на котором можно найти и правила, и упражнения к ним, что значительно разнообразит домашние задания учеников, а также поможет сделать грамматику нескучной. Кроме того, во многих учебниках сильно не хватает вывода грамматики в речь. На помощь также придут внешние источники с заданиями на говорение с использованием определенной грамматики, например, 700 Classroom Activities или Communicative Activities от Cambridge Grammar and Beyond.

Лексика

То же самое применимо и к лексике. Словарные списки учебников сильно ограничены. Если ученикам хочется еще, всегда можно дополнить занятия или домашнее задание дополнительными словами по темам и тематическими списками слов. Кроме того, для тренировки лексики можно использовать мобильное приложение для тренировки слов, разработанное Skyeng для iOS и Android, содержащее как готовые списки слов, так и слова из уроков на платформе.

Как подбирать материал?

Не всегда можно найти готовый материал на упомянутых нами сайтах. Часто запросы учеников очень специфичны, но выход есть. Самый простой способ найти нужный материал — задать правильный запрос в поисковой системе. Чтобы найти необходимый материал рекомендуем использовать следующие поисковые запросы:
“esl topic vocabulary” для поиска лексики по теме;
“esl grammar topic exercises” для поиска дополнительных упражнений по определенной грамматической теме;
“elt topic lesson plan” для поиска плана урока по заданной теме.
* elt = English language teaching
*esl = English as a second language

Что учитывать в процессе подбора

В процессе подбора важно учитывать:

  1. уровень материала, чтобы не брать слишком легкий, или еще важнее, слишком сложный для учеников материал;
  2. trustworthy ли сайт и материал, чтобы не делиться с учениками непроверенной или confusing информацией;
  3. аутентичность, чтобы предупредить ученика о том, аутентичный ли это материал, или специально разработанный для уроков английского;
  4. известность сайта, поскольку самые хорошие материалы обычно на именитых сайтах, типа BBC, Voice of America, British Council и т.д.
  5. важность для вашего ученика.

Материалов для использования и дополнения основного учебника великое множество. Всегда нужно помнить о том, что не весь материал хорош, а также — не весь материал поможет студентам. При выборе обязательно думайте о том, как он поможет ученикам, будет ли им интересен, будет ли он по силам, не запутает ли он их. Научитесь искать материал, проверяйте его сами, используйте в дальнейшем только проверенные ресурсы.

А вы дополняете учебник? Чем? Где ищите материал?
Какими ссылками поделитесь с нами и нашими читателями?

саша-small

 

Александра Сладковская

Related Post

  • Katya Shenberg

    спасибо за статью вспомнился пример, когда по программе была тема «Образование. Обучение переводу». я распечатывала на пару или индивидуально (кто как хотел работать) статьи с BBC news, раздел Education. вообще, тема-то в прицнипе благодатная и интересная, как раз перед этим ребята готовили презентацию об образовании в других странах, сами выбирали. так вот «прикол» в том, что ребята- 8 класс! — эти аутентичные статьи на ура перевели, но что самое главное, они поняли gist. даже те, кто еле переваливался с 2 на 3 (работаю в школе). естественно, под каждого подбирала статью — где-то полегче, где-то посложнее. ребятам очень понравилось это занятие и они даже восклицали — дааа, а ведь проблемы-то у них в образовании в принципе те же самые))) там что-то про финансирование кому-то досталось))))))