07.12.2017
499
14

Метод «кнута и пряника» в обучении. О кнуте подробнее

Преподавателю необходимо объективно оценивать работу ученика, хвалить за достижения и указывать на направления развития. В индивидуальном обучении мы, как правило, не ставим оценки за исключением тестовых работ, сочинений и проектов. Как же студенту понять в чем он преуспел, а где его слабые места? Не все учащиеся способны себя адекватно оценить. Как критиковать в позитивном ключе? В сегодняшней статье мы рассмотрим несколько правил.

1. Эффект сэндвича

Золотое правило критики состоит в том, чтобы начать с позитивного фидбека, затем перейти к негативному и снова к положительному. Этот принцип хорошо применим для подведения итогов занятия.
Например, учитель говорит в конце урока:

+ Your speaking was really fluent today. Well done! I feel that it is much easier for you to talk now.
− But we still need to pay more attention to grammar structures if you want other people to understand you easier. This means more work both in class and at home. I think it’s a good idea to learn irregular verbs more, don’t you think?
+ Anyway, you manage to communicate rather successfully and I’m glad that you understand your partner without any difficulties.

Если ученик низкого уровня, то обратная связь может даваться на родном языке, так как важно, чтобы студент понял 100% вашего утверждения и сделал соответствующие выводы для себя. Если сложно хвалить за реальные достижения, хвалите за старания. Как это делать можно прочитать в нашей статье.

2. Не переусердствуйте с критикой

Если вы будете исправлять каждую оговорку в речи учащегося, то он просто закроется и будет стараться сказать меньше. Точно также с критикой. Слишком много критики, даже конструктивной, негативно скажется на мотивации. Сконцентрируйтесь на самой большой проблеме на данном этапе, которую необходимо решить. Следите за тем, чтобы негативный фидбек не превышал положительный.

3. Без упреков и покровительственного тона

Избегайте фраз, которые могут спровоцировать негативную реакцию:

“Я же говорил(а)”.
“Мы уже учили это несколько уроков подряд”.
“Ну сколько ж можно повторять”.
“Почему вы никак не запомните, мы только на прошлом уроке это разбирали”.
“ Я вами сегодня довольна”.

Был реальный случай из моей практики, когда учитель на индивидуальном уроке сказал: “ Я попугая быстрее научила говорить это слово”.
Это фразы-табу потому, что они показывают превосходство говорящего и непременно приведут к конфликту. И прежде чем раздражаться, что студент не знает или не помнит, подумайте, а всё ли у вас гладко получается в учебе? Сразу ли вы научились водить машину, а с компьютером всегда справляетесь?

4. Расскажите о последствиях

Если ученик не выполнил домашнее задание — это не всегда означает, что он ленивый и необязательный. Игнорировать это не стоит потому, что отсутствие дополнительной практики замедляет прогресс. Узнайте причину, затем спокойно расскажите учащемуся какие последствия имеют его действия, и обязательно предложите свою помощь, если потребуется.
Если студент опаздывает, не говорите ему, что все остальные ученики пунктуальные и ответственные. Расскажите о последствиях — он теряет своё же оплаченное время.

5. Аргументируйте свою точку зрения и предлагайте альтернативу

Один из моих студентов очень любил читать текст минут 20, чтоб понять каждое слово. Каждый раз я пыталась его переучить и говорила, что он делает неправильно. Пока я не объяснила причину, замечания не приносили результатов. Я объяснила, что для успешного прохождения международного экзамена ему необходим навык сканирующего чтения и соблюдение лимита времени. Проблема была решена. А дома он читал этот текст столько времени, сколько пожелает.
Вместо того, чтобы говорить интроверту “из Вас слова не вытянешь”, объясните, что необязательно, каждый раз отвечая на вопрос, говорить правду. Это всего лишь практика языка. И необходимость критики отпадет сама собой.

6. Расскажите о своих сложностях при изучении языка

Когда вы говорите о слабых местах ученика, вы также можете рассказать о том, что тоже сталкивались с такими сложностями. Это поможет вам сблизится со студентом, а ему понять, что он — не единственный человек, испытывающий такие проблемы.

7. Не вступайте в спор с учеником

Если в ответ на вашу конструктивную критику учащийся начинает возражать, не пытайтесь с ним спорить. Согласитесь с ним и скажите, что понимаете как он себя чувствует, а только затем перейдите к разговору о последних исследованиях в современной методике на этот счёт.

8. Поощряйте веру в себя

Успех в обучении Керол Двек предписывает наличию “growth mindset”, то есть когда студент верит в возможность улучшения и вызовы воспринимает как возможности для обучения.
Когда вам необходимо дать критический анализ сочинению, особенно если оно не соответствует критериям высокой оценки, старайтесь поощрять ученика мыслить позитивно. Он должен воспринимать неудачу как возможность обучения.
Очень позитивно звучит фраза Эдмонда Дадли, обращенная к обучаемому:
“Everyone works in a different way. Let’s keep trying to find a way to improve”.

С вашей помощью студент обязательно поверит в себя и достигнет результата, несмотря на слабые места и неудачи!

Комментарии (14)
  • Фото аватара
    Иван

    Выскажу свое мнение.
    На Руси была такая поговорка «Кого журят, того и любят». Можно долго рассуждать о том, какой должна быть критика ученика, но она должна быть. Это касается и группового обучения, и индивидуального. Автором верно замечено — критика обязательно должна быть аргументированной и конструктивной, иначе ученик воспримет ее негативно, что приведет к росту напряженности между учеником и учителем. Чем полезна критика, и нельзя ли ее заменить нейтральными или позитивными словами? Убежден, что нет. Аргументированная критика способна воодушевлять, направлять и мотивировать ученика. Благодаря ей, ученик делает для себя правильные выводы, лучше понимает свои ошибки, недостатки. Воспитательная функция критики заключается и в формировании характера ученика. Признаком сильного характера является способность воспринимать конструктивную критику в своей адрес без негативных эмоций, извлекая пользу из нее для собственного развития. Критика — бесценный ресурс самосовершенствования.

    Вспомните себя, благодаря критике родителей мы приучались поддерживать порядок в доме, мыть посуду, брать на себя ответственность за совершенные поступки. Критика неотъемлемый элемент обучения и воспитания.
    Конечно, хвалить ученика, надо намного чаще, чем критиковать. В моей практике был ученик, которого остальные педагоги постоянно только критиковали, практически никогда он не слышал похвалы. В итоге у него сформировалось мнение, что он ни на что не способен, ничего не может выучить и понять. Он свыкся с ролью слабого ученика, перестал стремиться вникать в материал предметов, нарушал дисциплину. Когда на уроке я похвалил его за правильный ответ, он искренне удивился, и даже переспросил, почему я его хвалю. На следующих занятиях начал проявлять активность, работал на уроках, интересовался темой. При том, что другие педагоги в один голос твердили, что на их уроках хвалить его не за что.
    Если посмотреть шире, то парадигму поощрения и наказания никак нельзя назвать устаревшей. На ней строится модель современного общества. Политика, менеджмент, педагогика, психология, управление персоналом — далеко не все области, где модель находит применение.

    Свой пост хочу закончить фразой Вольфа Фридриха: «Критика — мать положительного познания»

    08.12.2017
    • Фото аватара
      Nick Scosyrev

      «Хочу вас пожурить, чтоб поняли, как я люблю вас!» «Критика — бесценный ресурс САМОсовершенствования» — вы сами себе возразили! Замечаете? Этот свой ресурс ученик ищет, как информацию обратной связи, как подтверждение или опровержение гипотезы. Любое его действие — проба, предполагает обратную связь для (планирования) следующего шага развития. И с гуманной позиции делить обратную связь на похвалу и критику, на мой взгляд, всё равно что «ставить отметки жене». То есть не может быть «много похвалы», как любви не бывает «чересчур много». А современная для вас парадигма (почти как приравнивание отметок к зарплате и штрафам) «давно снята» понятием «сотрудничества». Не получается любить ученика, установим хотя бы зоны доверия и искреннее общение-сотрудничество с ним — любой ученик для учителя — тоже ресурс развития его диагностических и планировочных способностей, навыков, талантов. И тогда сразу окажется, что воодушевление, вдохновение, раскрепощение, (со)творчество, (со)развитие довольно далеки от «кнута и пряника»…
      Девочка, как ты учишься?
      Да я-то учусь хорошо, только учителя это не знают, и ставят тройки…
      «Если посмотреть шире, то парадигму поощрения и наказания» следует оставить цирковым дрессировщикам и пенитенциарным работникам. 🙂

      09.12.2017
    • Фото аватара
      Maria Fedorova

      Ученику не надо понимать ошибки, ему надо знать, как правильно использоватьупотреблять и просто наслаждаться процессом. Ученику не нужно формировать характер, он уже давно сформирован и отнюдь не нами.

      13.12.2017
      • Фото аватара
        Alexandra Sladkovska

        А если ученик не понимает ошибки, откуда он узнает, как правильно и почему, чтобы эту ошибку не повторять?

        14.12.2017
        • Фото аватара
          Yulia Belonog

          Абсолютно согласна!

          20.12.2017
        • Фото аватара
          Maria Fedorova

          Имхо, излишний фокус на ошибках увеличивает фрустрацию. Это в общем применимо к жизни, не только к образовательного процессу. Я предпочитаю устанавливать фокус на том, как правильно, и подкреплять это положительными эмоциями. Постепенно ошибок будет все меньше и меньше, если вырабатывать навык в употреблении правильного. Вот представьте, ребенок есть ложкой, у него в результате ошибки каша на фейсе. Вы будете предлагать ему понять ошибку? Осмыслить свои действия, прийти к заключению, что ведет к ошибке (то есть к каше на фейсе, а не во рту), чтобы в будущем ее исключить? Скорее всего нет. Наверно, Вы просто покажите ему как правильно и промитивируете его повторить попытку еще раз. То есть ученик знает, как правильно, потому что Вы даете ему модель правильного.

          06.02.2018
  • Фото аватара
    Katya Shenberg

    здравствуйте. я вот работаю в школе. и вот заметила, что пока последнее время готовились к контрольной и повторяли многое (что и так реально повторяем уже и повторяем), то эти приведенные Вами фразы были самыми частыми…
    “Я же говорил(а)”.
    “Мы уже учили это несколько уроков подряд”.
    “Ну сколько ж можно повторять”.
    “Почему вы никак не запомните, мы только на прошлом уроке это разбирали”.

    ужас, да?

    08.12.2017
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Я когда работала в училище много лет назад, не знала и тоже постоянно так говорила ученикам. Но когда перешла в индивидуальное частное обучение, то тут по-другому, крайне важно наладить контакт.
      Главное, осознать проблему и пытаться с ней бороться. Я когда послушаю свой урок, выписываю себе кучу недочетов: тут инструкцию продублировала, а здесь echoing. Будем работать над собой, что же делать.

      08.12.2017
  • Фото аватара
    Katya Shenberg

    спасииибо! вот ещё пропустили «не», видимо, когда записывали в список негативных фраз вот эту: “ Я вами сегодня довольна”. )))

    08.12.2017
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Катя, не пропустили, так и надо. Когда мы говорим «Я вами сегодня довольна», как говорит наш психолог, мы демонстрирует превосходство, а это одна из основных причин конфликтов.

      08.12.2017
  • Фото аватара
    Nick Scosyrev

    эвфемизм? — «мы, как правило, не ставим оценки»
    автор имел ввиду «не ставим отметки», ибо это отметки «ставят/не ставят», а оценки «дают». Собственно, всё изложение далее и убеждает, что автор остаётся в старой психолого-педагогической парадигме «кнута и пряника». Как essential question анонсировано: Как критиковать в позитивном ключе?
    А что если никак не критиковать!
    Ведь «оценить, дать оценку», также как «feedback» подразумевают именно информацию ОБРАТНОЙ СВЯЗИ — помощи в научении. Информация, необходимая для коррекции научения, сама по себе нейтральна. Эмоции только и возникают в обстановке императивного (стандартного, традиционного — к сожалению) учебного процесса.
    Эмоции почти неизбежны в коллективном обучении, в регламенте времени, программ (стандартов, экзаменов, тестов), но в индивидуальном обучении о критике можно же совсем забыть!
    Ничто не мешает учителю в индивидуальном обучении оставаться «психотерапевтом». Собственно, главная мысль текста (публикации) мне такой и кажется. Поздравляю автора — он на верном пути!
    Долгие размышления и поиски в этой теме привели меня к Ш.Амонашвили, а потом и к психологическому авторитету — Милтону Эриксону. Его узнали широко после распространения НЛП — но он сам таких именно обобщений на уровне моделирования не делал, а был просто гениальным практиком, который умел найти индивидуальный подход в самых трудных случаях.
    Современное понятие, необходимое педагогам в контексте научения (чему угодно, Эриксон именно учил пациентов… новым убеждениям) — это конгруэнтность.
    Некоторые детали, обеспечивающие конгруэнтность в тексте обозначены. » Это поможет вам сблизится со студентом,…» правда, пропущен мягкий знак в слове «сблизитЬся» — но это — пустяк!
    А вот просто золотые слова: «Он должен воспринимать неудачу как возможность обучения.».
    Сильнее, конечно, мысль «и пораженье от победы ты сам не должен отличать»…

    Поздравляю Юлию Белоног — Вы на верном пути, даже если никогда не слышали «конгруэнтность»!

    07.12.2017
    • Фото аватара
      Natalia Glyzina

      Nick, доброго дня!
      Благодарим Вас за комментарий. Нет, не эвфемизм. Оценку же, действительно, можно выставить.
      Автор не остается в парадигме «кнута и пряника», а отдельно рассмотрела тему критики в виду того, что материал о похвале уже писала (и достаточно подробный). Рады, что заголовок «о кнуте» побудил Вас на обратную реакцию: этого мы всегда и добиваемся, готовя материалы 🙂 Сами понимаете, писать «в стол» скучно, а обратная реакция — то, что нам нужно.
      За внимательность в отношении пропущенного мягкого знака благодарю отдельно. Это мое упущение, как редактора.

      Если Вы видите в себе потенциал автора и пишите о преподавании английского языка в онлайне или оффлайне на какую-либо тему (возможно, критические материалы — Ваша сильная сторона), напишите мне на natalya.glyzina@skyeng.ru с примером написанной Вами публикации. Пообщаемся детальнее.

      Доброго утра и хорошего дня!

      08.12.2017
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Nick Scosyrev, cпасибо за ваше мнение! Цель этой статьи- как дать обратную связь студенту. Преподаватели не могут только хвалить, но должны говорить и о слабых местах ученика. В данном случае «критиковать»-это озвучивать точки развития студента. Видимо, заголовок не отражает мысль моей статьи и слово «критиковать» следует заменить. В этой статье делюсь личным опытом, как сертифицированный преподаватель и методист, а не психолог и журналист. У нас не психологический журнал и подробностей различных подходов мы не освещаем. Наша цель- дать практические рекомендации учителям английского. Спасибо за обратную связь, мне есть над чем работать.

      08.12.2017

Добавить комментарий для Maria Fedorova Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×