16.01.2018
2153
6

Чему мы можем научиться у выдающихся педагогов?

Знание методики преподавания без психологии и педагогики — не гарантия успешного урока. Владение своим предметом must-have, но не менее важным является умение налаживать контакт с учащимися. Вспомним из своего опыта обучения: занятие правильно построено, материал полезный, а учитель не способен увлечь, ведет себя надменно, манипулирует. Как стать ближе к ученикам? В этой статье собрали советы известных педагогов от том, как вести себя с воспитанниками.

Махатма Ганди: «Воспитывайте своим примером».

У индийского государственного деятеля и национального героя есть немало поучительных идей, но в отношении к воспитанию хотелось бы обратить внимание на один принцип.
Начнем с истории, которую мне рассказала моя студентка. Однажды, мать попросила Ганди объяснить сыну то, что сахар вреден. Ганди попросил ее прийти снова через 3 месяца. Спустя указанный период времени мать с ребенком вернулись, и Махатма рассказал мальчику о вредном воздействии сахара. Женщина спросила у Ганди для чего было необходимо ждать 3 месяца. Мыслитель ответил, что всё это время он не ел сахар сам, и поэтому смог пояснить ее сыну убедительно.
Эта история наталкивает на мысль, а всегда ли мы делаем то, что требуем от своих учащихся? Просим не откладывать выполнение домашнего задания, а сами грешим прокрастинацией. Прививаем правильные ценности, но звучат ли наши слова искренне?
После рассказа о сахаре я поняла, почему мои студенты прохладно относятся к написанию эссе при подготовке к экзаменам. Потому что мне самой не нравится писать сочинения на неинтересную тему, при этом подбирать высокопарные выражения согласно уровню.

Януш Корчак: «Любите детей и уважайте в каждом личность».

Польский педагог писал:

Годы работы все очевиднее подтверждали, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая. (из «Право ребенка на уважение»)

Рассмотрите в каждом из учащихся личность со своими достоинствами и недостатками.
Приведу пример из своего опыта. В начале карьеры я работала в профессиональном училище. Студенты отличались проблемным поведением, многие из них были из неблагополучных семей. Через открытые двери кабинетов я слышала, как коллеги постоянно повышали голос, употребляли унизительные слова. Я пыталась увидеть хорошее в каждом из этих учеников, старалась относится к ним с уважением и не ставить себя выше их. Мне понадобилось время, чтобы завоевать авторитет, но через некоторое время на моих уроках дисциплина была практически идеальной. Мое уважительное отношение к ним, но при этом твердая позиция, помогли наладить с ними отношения.
Вернемся к Янушу Корчаку. Это образец бесконечной любви к детям. Несмотря на то, что фашисты были готовы его освободить, педагог выбрал гибель в концлагере в Треблинке вместе со своими воспитанниками «Дома сирот». А вы умеете так любить детей?

Антон Макаренко: «Влияйте на личность через коллектив».

Макаренко описал принцип “параллельного действия”, когда не педагог напрямую воздействует на учеников, а коллектив.
Рассмотрим на примере моей сессии на CELTA для младшей школы (тренер Amir Landa). На доске изображение известных детям героев и четко обозначена цель.

Преподаватель говорит:
“Помогите Джерри добраться со сыра. Если вы будете выполнять задания и соблюдать правила, мышонок будет приближаться к цели. Если вы будете нарушать правила (выкрикивать ответ, игнорировать инструкции преподавателя и т.д.), то Джерри будет отступать на шаг назад и его поймает Том. Если в конце урока Джерри доберется со сыра, то вас ожидают призы.”
Это и есть воздействие через коллектив. Виноват один нарушитель, а “страдают” все. Виновник понимает, что он подводит весь класс, и коллектив оказывает воздействие на нарушителя.

Василий Сухомлинский: «Любите свой предмет».

Сухомлинский писал:

По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.

Увлеченность предметом заметна сразу и передается учащимся. Что может быть хуже уставшего от жизни преподавателя, который с обреченным видом ведет очередной урок?
Понятно, что Present Perfect любить невозможно, но можно показывать интерес к культуре, к аутентичным материалам, восхищаться произношением и необычными оборотами языка. Заряжайте своих подопечных мотивацией к изучению иностранного языка. Именно любовь к культуре и интерес к изучению языка стали для меня причиной выбора профессии. Плакат Биг Бена, Шерлок Холмс и сборник книг, журналов и кассет в кабинете английского языка у меня вызывали благоговение.

Василий Сухомлинский: “Не сравнивайте учеников между собой и не манипулируйте отметками”.

Эту идею высказывали известные педагоги ранее, например, Януш Корчак:

Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый
пришедший в голову пример «удачного ребенка» и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться. (пункт 9 “Как любить ребенка”).

Не сравнивайте учащихся в классе и не ставьте одного ученика в пример другому. Это негативно отразится на отношениях одноклассников и приведет к демотивации более слабых учащихся.

Василий Сухомлинский писал:

Для ребенка наибольшей несправедливостью со стороны учителя является то, что учитель, поставив несправедливо, по его глубокому убеждению, неудовлетворительную оценку, стремится еще и к тому, чтобы за эту оценку его наказали родители. Если ребенок увидел, что учитель обязательно хочет сообщить родителям о двойке, он ожесточается и против учителя, и против школы. Умственный труд становится для него ненавистным. Огрубение чувств переносится на отношения с другими людьми и, прежде всего, с родителями. (из “Сердце отдаю детям”)

Также Сухомлинский писал о давлении на школьника, который не может “приносить домой только пятерки” и “чувствует себя преступником, получив тройку”.
В государственных школах учителя обязаны оценивать работу, но, по крайне мере, не используйте отметки как средство манипуляции. Как обычно улаживают конфликт неопытные коллеги:
“Петров, замолчи, сейчас двойку поставлю”. Даёт ли это какой-то результат, кроме того, что демонстрирует бессилие и непрофессионализм преподавателя?

Шалва Амонашвили: «Хвалите “авансом“»

О необходимости похвалы мы уже писали в статье и снимали видео.

Амонашвили выражает необходимость похвалы “авансом”:

«Дорисовывайте» своих детей и друг друга. Общайтесь с ребёнком так, словно он уже сейчас такой, каким вы хотите его видеть. Ищите в нём хорошее и регулярно это подмечайте. Перед сном вы садитесь рядом с ним и говорите: «я не ожидал, что ты такой щедрый — можно тебя за это поцеловать?». Девяносто процентов нашей жизни управляется подсознанием, и каждая подобная фраза — это штрих, которым мы буквально дорисовываем подсознание человека. В будущем этот человек станет таким, каким вы его видели уже сейчас. Дорисовывайте мужа или жену, друзей, коллег. Преувеличивайте. Мы ведь все любим комплименты и добрые слова. Так вы поливаете семена нравов других в будущем. (Амонашвили “Здравствуйте, дети!”).

Прекрасный способ поддержать студентов. Большинство из неуспевающих школьников слабые не от природы, а из-за отсутствия мотивации, пробелов в знаниях, от количества висящих на них ярлыков: “двоечник”, “нарушитель дисциплины”.
Например,
“Надя, ты всегда высказываешь самые оригинальные идеи и я уверенна, что у тебя получится выполнить это задание ”
“Ваня, ты оказывается очень ответственный ученик, на тебя могут положиться одноклассники потому что свою часть работы в этой проектной работу ты обязательно сделаешь”.
Возможно, после таких слов, отношение к деятельности у ученика может измениться, ведь наставник верит в него.

Комментарии (6)
  • Фото аватара
    Svetlana Dikaia

    Интересная, нужная и важная статья, формирующая правильное отношение учителя к своим учащимся. Она также служит хорошим источником мотивации не только для совершенствования знаний своего предмета, а и для улучшения понимания психологических и педагогических аспектов преподавания. Мне особенно импонирует принцип «параллельного воздействия» А.Макаренко. Он — очень эффективен. Проверено на практике.

    29.07.2018
  • Фото аватара
    Irina

    «Дорисовывайте…!» -сколько правды в этих словах!

    18.07.2018
  • Фото аватара
    Alexandra Sladkovska

    Отличная статья! А Сухомлинского и Макаренко надо прочесть не только каждому педагогу, но и каждому родителю! Сколько лет их работам, а информация в них всегда актуальна!)

    16.01.2018
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Cпасибо, Саша! Согласна полностью. Это классика 🙂 Очень нравятся оба автора. Настолько веет теплотой от них и любовью. Но для меня открытием стал Януш Корчак, не читала его в институте. А его биография растрогала до слез.

      16.01.2018
      • Фото аватара
        Alexandra Sladkovska

        Мы его учили на педагогике, но полные его работы я не читала, там было пару книг на выбор, поэтому я читала Сухомлинского и Макаренко (они были в семейной библиотеке).

        16.01.2018

Добавить комментарий для Alexandra Sladkovska Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×