Вспомните последний проведенный урок. Что вы делали? Объясняли новое правило? Отвечали на вопросы ученика? Рассказывали ученику о происхождении слова? А не много ли вы говорили во время урока в сравнении с учеником?
Сегодня рассмотрим, как сократить ТТТ!

Что такое ТТТ и почему его надо сокращать

ТТТ (Teacher Talking Time) — это время говорения учителя на уроке. Для контраста STT (Student Talking Time) — время говорения ученика/ов на уроке. Согласно коммуникативной методике, ТТТ не должен превышать STT, а должен быть значительно ниже последнего. Почему?

  • Чем больше говорит учитель, тем меньше времени остается для говорения учеников (хотя на индивидуальных занятиях говорение учителя будет завышено по умолчанию, необходимо стремиться к его сокращению в любом случае);
  • Когда много говорит учитель, ученики начинают “отключаться”, засыпать, переставать воспринимать информацию, что ведет к неэффективности урока;
  • Когда учитель долго объясняет новое правило, ученики могут запутаться в объяснении, начать переспрашивать, что приведет к повторному объяснению и еще более долгому ТТТ. Кроме того, объяснения лишают учеников возможности вывести правило самостоятельно из наблюдения, что сделало бы учебный процесс более запоминающимся;
  • Говорение учителя делает урок более teacher-centered, что противоречит принципам коммуникативного подхода.

Типы завышения ТТТ и способы предотвращения

Существует несколько типов так называемых “TTT violators” среди преподавателей. Рассмотрим, кто они, что они делают и как это исправить.
1. Over-explainer. Представьте ситуацию. Учитель объясняет правило. Пауза. Ему кажется, что ученики его не поняли. Он продолжает объяснения. На лицах учеников еще большее замешательство. Преподаватель рад стараться и продолжает объяснения. Это может длиться бесконечно. При чем учителя это делают из самых добрых побуждений. Проблема в том, что чем длиннее объяснение, тем больше шанс запутать учеников.

Что делать?
Если построить работу с грамматикой правильно, позволяя ученикам самим догадаться, о каком правиле речь, объяснения уже сократятся до минимума, а с ними и ТТТ. Чтобы проверить понимание правила студентами, лучше задать им CCQs (concept checking questions) вместо повторного объяснения — это также сэкономит время урока и уменьшит ТТТ. Например, объясняя разницу между Past Simple vs Pas Continuous на примере предложения “I was watching TV when the phone rang” можно задать вопросы:
Did I start watching TV before the phone rang? (Yes)
Was I still watching TV when the phone rang? (Yes)
Если ученики верно ответят на проверочные вопросы, учитель поймет, что излишне повторять правило заново. Не старайтесь дать больше информации по теме, чем нужно. Не отвечайте на незаданные вопросы, поскольку это может привести к еще большему запутыванию студентов!

2. Pause-eater. Представьте ситуацию на уроке. Обсуждается прочитанная статья и ученику предстоит ответить на вопросы по теме. Между учеником и учителем происходит диалог:

Teacher: Are you a fan of any band?
Student: Well, actually I don’t have one favourite band, I like …
Teacher: You like a variety!
Student: Yes, I like different bands, but of the same musical…
Teacher: Genre or style, right?
Student: Yes. And I usually listen to music in car when I ….
Teacher: When you drive to work!

В данном диалоге учитель не дает студенту времени подумать и подобрать слова. Учителю кажется, что паузы и молчание на уроке — пустая трата времени. Именно поэтому каждую фразу с паузой, пока студент пытается подобрать нужные слова, учитель спешит на помощь и дополняет высказывание студента, не давая шанса сделать это ученику.

Что делать?
Не бойтесь молчания на уроке. Говорение на уроке не должно происходить каждую минуту. Дайте ученику время подумать и закончить свою мысль. Подсказывайте слова только в том случае, если студент Вас об этом попросил. В противном случае, такое поведение преподавателя будет студента раздражать и не научит самому подбирать слова и заканчивать свое высказывания.

3. Self-answerer. Еще более запущенный вариант предыдущей проблемы. Представьте ситуацию, когда целью учителя является ввести учеников в тему урока посредством вопросов. Следует такой диалог:

Teacher: OK. We’re going to read an article which is about a book called “Air Babylon”. Look at the picture and try to guess what this book can be about.
Students: …
Teacher (2 seconds later): Well, it has the word ‘air’ in the title, so obviously it is about some air stories, right?
Student: Er…
Teacher: Air stories, air stories. What can it be? About planes? About birds? Maybe it’s about the flights and the stories of people who …

В данном случае проблема в том, что учитель даже не пытается выслушать какой-то ответ от учеников.

Что делать?
Как правило, в таких вопросах надо дать время ученикам подумать. В группе разделите учеников на мини-группы и дайте им время обсудить между собой и подумать, о чем может быть книга. На индивидуальном занятии достаточно всего лишь дать ученику пару минут подумать (подсказав, что правильного ответа тут нет, важны его предположения на английском). Самая лучшая стратегия здесь — молчание! Не бойтесь паузы в уроке. Ведь цель задания не ответить на вопрос правильно, а порассуждать на английском языке. При чем порассуждать должен ученик, а не учитель!

4. Echoer. Еще одна вредная привычка большинства преподавателей — повторение за студентом. И речь не о реакции на ответ ученика, а именно о тяге к повторам. Посмотрим пример.

Student: Yesterday I went to the cinema.
Teacher: Yesterday you went to the cinema! Great!
Student: Yes. After the cinema, we had a dinner in the restaurant.
Teacher: You had a dinner in the restaurant! Aha..
Student: And then, we walked along the river.
Teacher: You walked along the river!

Преподаватель целиком повторяет предложение за студентом. Кто в таком случае больше говорит, студент или учитель?

Что делать?
Эхо-предложения составляют большую проблему даже для опытных преподавателей, и чтобы избавиться от этой проблемы, нужно уделять этому много внимания. Это не значит, что не нужно реагировать на сказанное студентом или не задавать follow-up вопросы. Не следует лишь полностью повторять сказанное студентом!

Как сократить

Чтобы добиться сокращения ТТТ можно начать с увеличения STT. Давайте студентам больше возможности говорить, помогать вам в выведении правил, и т.д. Кроме того, попробуйте следующие приемы:

  • Вместо повторения сложной инструкции разбейте ее на более простые короткие кусочки, а затем задайте вопросы для проверки инструкции. Так вы точно поймете, поняли ли студенты, что делать;
  • Не бойтесь делать паузы и давать время ученикам подумать!
  • Не будьте эхом!
  • Не отвечайте на незаданные вопросы!
  • Дайте возможность другим студентам ответить на вопрос одного из учеников, работая в группе. Наведите студента на правильный ответ или задайте ученику дома поискать ответ на заданный им вопрос на индивидуальном занятии;
  • Больше используйте мимику и жесты, а также другие невербальные способы коммуникации (картинки на доске или таблички, обозначающие: “Читай!”, “Пиши”, “2 минуты”, “Думай” и т.д.).

Всегда ли нужно молчать?

Значит ли это, что учитель должен как можно больше молчать? Нет! Но ведь много говорить — плохо? Не всегда! Большой ошибкой начинающих преподавателей бывает сократить ТТТ до такого минимума (потому что на курсах и вебинарах так сказали, и в нашей статье так тоже написано), что они просто перестают общаться со студентами!
Необходимо различать полезный ТТТ и бесполезный ТТТ.

Полезный ТТТ это:

  • организация учебного процесса (инструкции, контроль понимания инструкций, сообщение задач урока, подведение итогов);
  • необходимые объяснения (лексические дефиниции, некоторые грамматические явления);
  • пример выполнения заданий (помним, что один раз показать лучше, чем 5 минут объяснять, что делать);
  • наводящие вопросы (во время eliciting и guided discovery);
  • личностное общение для установления контакта с учеником.

Не впадайте в крайности и не лишайте учеников возможности слышать вас на уроке 😉

Чтобы проверить, есть ли у вас проблема завышенного ТТТ, сделайте запись своего урока, прослушайте и отследите, где ТТТ оправдан, а где нет. Можно попросить более опытного коллегу послушать и проанализировать ваш урок и дать фидбек. В последующих уроках старайтесь избегать бесполезного ТТТ.

Соблюдайте соотношение ТТТ и STT на уроке, но не впадайте в крайности. Помните о том, что в индивидуальных уроках ТТТ в любом случае будет выше, чем в групповых. Старайтесь избавляться от вредных привычек (типа эха) и бесполезного ТТТ, но не лишайте учеников возможности слышать ваш голос! Помните, что соотношение ТТТ и STT зависит от уровня, типа урока, материала, успеваемости ученика и многих других факторов. Всё должно быть в меру!

А как вы боретесь с завышенным ТТТ? Делитесь историями и лайфхаками в комментариях!

Комментарии (7)
  • Фото аватара
    Svetlana Dikaya

    Thank you, Alexandra, for really useful tips for teachers!

    14.04.2019
  • Фото аватара
    Katya Shenberg

    а я слишком люблю паузы. я как бы и говорю вроде много, но иногда паузы у меня длинные, и чтобы не сбиваться на TT, надо прям ловко как-то найти подбадривающие слова, подходящие именно к данной ситуации и к данным ученикам или ученику, чтобы началось наконец-то претворение их мыслительного процесса в речь. поэтому даже и по-русски говорим — это в основном относится к pre-reading activities. ведь у кого-то по-русски те самые идеи, которые и нужны, но он(а) по-английски не может сформулировать! вот так раскачиваемся. в условиях 45 минутного урока в школе сложно, но можно. просто за урок мало успеваем, переносим тему на следующий. постоянно план урока пересматриваю))) кстати, из-за того, чтобы успеть с программой, отдельные уроки реально приходится говорить в основном мне. дать что-то под запись, какие-то пояснения. сейчас это редко, но случается. но я считаю, одна из задач учителя (любого) — научить ребенка (да, я не про взрослых сейчас) думать, поэтому я выбирать темп медленнее, но увереннее, как там говорится, slow but sure, или как-то по-другому…а потом просто из программы пару подразделов не берем. контрольные тесты всё равно сама составляю по тому материалу, который разобрали (с некоторых пор не люблю слово «прошли», как будто мимо))) извините вот сейчас за превышение лимита TTT, просто сегодня мало говорила на уроках)))))))))))))))))))))))))))))))

    17.01.2018
  • Фото аватара
    Vlad Tishchenko

    есть хорошие примеры диалогов, где есть ошибки, но не хватает примера как правильно вести урок без TTT, будем рады если поделитесь правильными примерами

    17.01.2018
    • Фото аватара
      Alexandra Sladkovska

      Правильные примеры выводятся из непрявильных)) Предлагайте свои варианты исходя из примеров. Guided discovery в действии! 😉

      17.01.2018
      • Фото аватара
        Katya Shenberg

        Student: Yesterday I went to the cinema.
        Teacher: Гхм…ЕСЛИ УЧЕНИКУ ЯВНО ТРУДНО ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ, ТО в зависимости от специфики изученных лексико-грамматических тем можно задать разные вопросы. Здесь по ходу диалога явно напрашивается Great! So, what did you do AFTER THAT? можно акцентировать, может, просто не знает, с чего предложение начать…но вначале всё равно паузу выдержать. если ещё вопросы как-то не практиковали, можно проще меньше And after the cinema…? с восходящей интонацией?))
        Student: After the cinema, we had a dinner in the restaurant.
        Teacher: Aha.. ну или просто молчаливая пауза, а то ведь начнут раздражать pause-fillers, не дают сосредоточиться, внимание привлекают, как будто учитель сейчас что-то будет говорить, может быть, и что я должен делать — его слушать или сам говорить? а сам о чём? вот-вот, я уже и забыл. [And then…? как вариант, если уже паузу выдержали, а на лице говорящего явно сигнал SOS]
        Student: And then, we walked along the river.
        Teacher: You had an interesting/eventful/good/whatever else/ day, (didn’t you?) Thanks for sharing (it with me)!
        сорри за поток сознания!.

        17.01.2018
        • Фото аватара
          Vlad Tishchenko

          great!) but something is missing as you see…. not too much student’s talking… first of all I think it’s MUST HAVE to write words that can help build sentences on the blackboard… WALK, PLAY, WATCH, WORK or DECIDE, HESITATE, CONCENTRATE, MOTIVATE and so on if the level is higher… It’s only one variant, what can you suggest also?

          19.01.2018

Добавить комментарий для Katya Shenberg Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×