Эмоции под контролем: как сохранять спокойствие на уроке

Эмоции под контролем: как сохранять спокойствие на уроке

Не секрет, что преподаватели как профессионалы находятся в состоянии постоянного стресса или эмоционального тонуса, следствием которого являются психологическая перегрузка, повышенная утомляемость, вспыльчивость, раздраженность. В такой ситуации, если еще добавить плохое поведение студентов, неудачное начало дня, дождливую погоду или же обычную простуду, сохранить свои эмоции на должном уровне крайне тяжело. Но как бы ни хотелось выплеснуть их наружу, например, поддержать ссору со студентом и отстоять свое мнение, высказать всё, что думаете, об успешности самого ленивого ученика или об отсутствии должной подготовки домашнего задания, нам, преподавателям и тонким психологам, следует знать о ключевых методах «погашения» внутренних эмоций и уметь их использовать при первой необходимости.

Учителю стоит сохранять спокойствие с двумя главными целями: во-первых, спокойные преподаватели создают спокойную атмосферу, и ученики склонны подражать поведению учителя на занятии; во-вторых, оставаясь спокойными, вы легче сможете контролировать себя и ход занятия.

8 советов как преподавателю сохранить спокойствие

Ниже 8 основных советов, из которых рекомендуем выбрать несколько близких вам, наиболее подходящих и эффективных:

  1. Готовьтесь к занятиям: как странно бы ни звучала эта рекомендация, однако если преподаватель не готов к уроку, его шансы разволноваться увеличиваются в несколько раз. Ведь вопросы или комментарии учеников могут застать врасплох;
  2. Держитесь ближе к плану: продуманный и заранее подготовленный план занятия даст возможность избежать переживаний и паники по поводу построения занятия, тайминга и количества фидбеков. Даже самому квалифицированному учителю стоит иметь с собой план-шпаргалку, чтобы сохранять спокойствие на лице и в любой момент подсмотреть «а что же дальше?»;
  3. Разговаривайте спокойно: старайтесь все время контролировать свой голос, интонацию, тон. Спокойный разговор и отсутствие эмоциональных подтекстов – залог взаимопонимания со студентами;
  4. Дышите: кислород приносит жизненно необходимую энергию и силу для работы мозга. Соответственно, глубоко дыша, мы даем возможность мозгу лучше работать, а значит – принимать правильные решения в момент эмоциональной вспышки;
  5. Слушайте: одним из самых распространенных советов о том, как обрести или же не потерять спокойствие в эмоционально напряженной ситуации является внимание к словам собеседника. Представим, если студент чем-то недоволен, а учитель начинает кричать, не разобравшись, размахивая руками от недовольства… Скорее всего, такой преподаватель не выиграет в данном споре. Лучше внимательно выслушать ученика о причинах его недовольства, и иметь достаточный запас информации для мудрого и спокойного ответа.
  6. Говорите тише: выслушав ученика дайте ему вразумительный ответ более тихим и спокойным голосом, этим сохраните свои эмоции и успокоите эмоции собеседника;
  7. Задавайте вопросы: формируя вразумительный ответ задавайте также вопросы, в большей части открытые (почему, когда, зачем и т.д.). Это поможет получить понимание о глубине проблемы и в то же время даст возможность преподавателю взять себя в руки и настроиться на адекватный разговор;
  8. «Креативьте»: если эмоции накопились и вот-вот пойдут через верх, на помощь может прийти творческий подход, которого преподавателям не занимать! Дайте дополнительное групповое или индивидуальное творческое задание на 5-10 мин (а в это время сможете собраться с мыслями, продумать ход действий, посчитать до 100, выпить стакан воды и вернуться в строй). Либо включите успокаивающую фоновую музыку, в качестве паузы просмотрите со студентами смешной ролик (например, о том, как сохранять спокойствие), расскажите анекдот, сделайте кому-то комплимент или просто пошутите. Словом, переключите себя и/или студентов на другие эмоции.

Загляните на сайт teachezy.com, если хотите больше неординарных советов.

Главное — помните, что бы ни чувствовал преподаватель, какой гнев или раздражение он ни испытывал к своим подопечным, всегда нужно держать себя в руках, принимать мудрые и «педагогические» решения. Держите марку высококвалифицированного специалиста!

 

Нина Сворак

Related Post

  • Василь Бляшин

    Смотрите пятую строчку первого абзаца (ссылка на статью о конфликтных ситуациях)
    Ссылку забыли вставить.

    • Natalia Glyzina

      Ай-яй!( Исправили!
      Спасибо за внимательность! 🙂