Звучим естественно: 4 способа постановки правильной интонации

Звучим естественно: 4 способа постановки правильной интонации

Слышали ли вы когда-то с какой интонацией разговаривают японцы на английском? Согласитесь, в толпе легко выделить русских или индусов, которые говорят по-английски? Часто даже с безупречным произношением мы узнаем не-носителя! Почему? Что их выдает? Ответ — интонация!

Почему это важно?

Давайте посмотрим на пример.

В зависимости от интонации обычное слово “yes” может быть использовано в разных контекстах и пониматься по разному. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией и от этого поменяется его значение, цель высказывания.
Кроме того, есть еще и логическое ударение или ударение для emphasis. В зависимости от слова, которое мы особо выделяем интонацией может меняться цель высказывания. Например,

  1. Jack will cycle to the restaurant tonight. (It will be Jack, not someone else)
  2. Jack will cycle to the restaurant tonight. (He will do it, he hasn’t done it yet and he is not doing it)
  3. Jack will cycle to the restaurant tonight. (He will ride a bicycle, not go by car)
  4. Jack will cycle to the restaurant tonight. (He will cycle to the restaurant, not the cafe)
  5. Jack will cycle to the restaurant tonight. (He will do it tonight, not the next day)

В зависимости от логического ударения меняется оттенок высказывания.
Как же работать с этим на уроке и как научить этому студентов? Рассмотрим несколько способов.

1. Специальные учебники для отработки интонации

Учебники для отработки интонации

Для начала важно разобраться с учениками, какие виды интонации бывают, где и когда они используются. В этом помогут специальные учебники на отработку произношения и интонации. В них можно найти как теоретический материал, так и серию методически выверенных упражнений на тренировку, снабженных аудио с записью носителей языка. Это поможет разобраться в теории и начать практиковаться. Отлично подойдет для работы с новичками или более продвинутыми студентами, не сведущими в интонации.
Рекомендуем следующие материалы:

  • Sounds English by J.D. O’Connor — классика, достойная занять место на полке каждого преподавателя.
  • English Pronunciation in Use в трех частях от Cambridge University Press — линейка учебников для разных уровней, содержащая наряду с правилами произношения несколько разделов, посвященных интонации и ритму.
  • Intonation in Context by Barbara Bradford — пособие для высоких уровней с аудио и заданиями.

С такими учебниками можно работать как на уроке, так и самостоятельно.

Идея для работы в классе:
Выберите одно правило из учебника. Разберите его с учеником, прослушайте примеры. Model and drill примеры к правилам. Сделайте одно упражнение на это правило. При этом ученик должен произносить предложения с преувеличенной интонацией, более выраженно, чем в естественной речи. Это поможет ему привыкнуть к виду интонации и он всегда будет звучать естественно в обычных ситуациях. Пусть ученик продолжит тренировку этого правила дома!

2. Обучающие видео и аудио

Интонация в обучающих видео по английскому

Похожим на работу со специализированными учебниками является вариант работы с обучающими видео (реже аудио), где ведущий демонстрирует, с какой интонацией произносить те или иные предложения. Часто этот процесс визуализируется.
Такие видео можно задавать ученикам на домашнее задание в качестве отработки изученного правила. Видео можно останавливать и повторять за диктором или повторять, когда диктор этого просит, а также пересматривать и тренироваться, пока не достигнешь результата. Проще всего делать это самостоятельно, поскольку это может занять время.
Такие видео можно найти просто в сети под определенное правило или воспользоваться определенными ресурсами, такими как:

  • Rachel’s English раздел Intonation — весь сайт (и канал на YouTube) посвящены произношению в американской версии английского, ресурс содержит отдельно материал по интонации, ритму и ударению в предложении.
  • Другие каналы и отдельные видео, посвященные изучению английского языка, где есть информация об интонации, например, JenniferESL, Learn English with Emma [engVid], PronunciationPro и др.

Такие видео рекомендуется прорабатывать дома самостоятельно, поскольку они часто довольно длинные. А вот результат обязательно проверьте на уроке!


Идея для работы в классе:
Если учебник, который вы обычно используете, содержит видео на постановку интонации, его можно использовать в классе. Кроме того, для этих же целей можно использовать видео из учебника, не направленные на работу с произношением, а использованные для аудирования. Слушаем, останавливаем, повторяем, снова слушаем, проверяем!

3. Слушаем и повторяем за носителем


Данный вид работы состоит в имитации произношения и интонации носителей языка. Для этого потребуется запись носителей языка и ее скрипт. Желательно, чтобы запись была аутентичной. Студенту предлагается прослушать запись полностью, выбрать определенный фрагмент для тренировки. Далее вооружившись скриптом записи ученик слушает одну реплику или предложение и пытается ее воспроизвести с абсолютно такой же интонацией. Скрипт нужен для того, чтобы эту интонацию отмечать. Можно полностью проинтонировать фрагмент, используя общепринятые правила интонирования, а можно придумать удобные для себя обозначения. Кроме того, важно обозначить в скрипте connected speech явления (linking, assimilation, schwa и т.д.), ударные слова и т.д. Смысл в том, чтобы копировать интонацию носителей в контексте, а затем выученные и оттренированные intonation patterns использовать в обычной речи.
Для этих целей можно использовать:

  • Кино и сериалы с субтитрами
  • Новости с субтитрами
  • Видео с youtube с субтитрам
  • TED Talks с носителями (с интерактивным скриптом)

Лучший способ работы в данном случае — самостоятельная работа дома. Процесс сложный, но необходимый некоторым студентам. Таким образом студентов можно обучать правильной интонации во время ответов на вопросы на собеседовании, проведения презентации, речи в суде, чтения новостей в качестве диктора и т.д.

Идея для работы в классе:
Предложите ученику выбрать запись со скриптом (короткую) для тренировки и имитирования. На уроке пусть зачитает со скрипта с той интонацией, которая была в оригинальной записи. Его можно записать, сравнить оригинал и речь студента, и дать приз, если совпало 70/80/90/100%. Также при работе с группой — это отличная идея для конкурса.

4. Запись речи


Какой бы материал ни использовался в качестве образца для работы над произношением, нужно как-то отслеживать прогресс. Для этого необходимо приучить студента регулярно себя записывать, проигрывать и сравнивать с оригиналом. Даже на самых старых телефонах есть диктофоны, существуют специальные программы записи голоса для компьютера или встроенный в Windows диктофон, либо интернет-ресурс для записи голоса, типа Vocaroo. Найти способ записать себя стало как никогда просто! Научите студентов пользоваться инструментом записи голоса для отслеживания своего прогресса.
Чтобы понять, что произносишь предложения с верной интонацией (восходящей или нисходящей), можно использовать онлайн pitch detectors. Эти приложения предназначены для пения или настройки музыкальных инструментов, но их можно использовать для отслеживания мелодики голоса в том или ином предложении.
Например, так будет выглядеть “This is a beautiful day”:

Если вы хотите воспроизвести предложение по проинтонированному скрипту, данная программа поможет увидеть, правильно ли вы звучите, поднимается ли интонация, где в скрипте стрелочка вверх и т.д.

Если студентам важно звучать как можно более естественно, данные упражнения приведут их к желаемому результату. Однако, нужно предупредить их, что это совсем не быстрый процесс. Можно изучить лишь основы в рамках обычного изучения языка — это проще. Также можно двинуться дальше и выйти на новый уровень. Скажу лишь одно: в университете, где я училась, курс фонетики был на протяжении 5 лет. При этом 4 из них мы работали только над интонацией! И только методом имитации первоисточника. Это долгий процесс, требующий постоянной практики после изучения. Но результаты могут быть абсолютно потрясающими! 😉

А как вы работаете с интонацией учащихся? А над своим произношением и интонацией? Ждем ваших историй и вопросов в комментариях!

саша-small

 

Александра Сладковская

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *