5 типов учителей, в которых точно не стоит превращаться

5 типов учителей, в которых точно не стоит превращаться

Все мы, преподаватели, много читаем и проводим времени над изучением новых методик… Хотим быть успешными, «первопроходцами», иметь хорошие взаимоотношения со своими студентами, быть «признанными и любимыми»… И так часто наши группы студентов собираются «на кофе» и зовут нас с собой, либо просят провести занятие в неформальной обстановке… И порой мы бы не против «подружиться» со своими студентами…

И в современных условиях, требованиях и ожиданиях от преподавателей самим педагогам, особенно молодым и неопытным, трудно определить свою линию и стиль поведения. Ведь невероятно сложно правильно сочетать профессионализм и педагогический подход, «дружные» отношения с учащимися и одновременно держать дистанцию с ними. И самое важное – стиль и тактика поведения, выбранные в самом начале сотрудничества, будут влиять на весь процесс обучения. Студенты ставят «клеймо» на преподавателя с первого взгляда и слова. Поэтому так важно знать, какие же ошибки в поведении делают преподаватели и к чему это приводит, какие преподаватели обречены на «поражение»?

Учитель – педант

Учитель, для которого все задания должны быть выполнены идеально. Домашнее задание – непрекословно, начало и конец занятия – без единого опоздания, тесты и контрольные – строго по расписанию. У таких преподавателей студенты не имеют шанса на ошибку и вторую попытку. Чаще всего такие преподаватели ведут себя так не из вредности, а благодаря своему характеру и взглядам на жизнь. Возможно, в повседневных делах это педантичность им и поможет, но вот студентов точно отпугнет! Ведь обучение – процесс длительный и самое важное в нем – ошибки, на которых можно поучиться. Домашнее задание – это хорошо, но его нужно правильно и вовремя задавать. Не стоит проявлять свою педантичность, если студент не разобрался в материале, заболел, пропустил или имеет уважительную причину. Пускай иногда ученики «вылезут за поля», дайте им поблажку, будьте снисходительны.
Также простейший тест определит, насколько преподаватель строгий или понимающий.

Учитель – закадычный друг

Ваши студенты идут кататься на коньках и берут вас собой? Или приносят торт в честь Вашего дня рождения? Приглашают на вечеринки и дни рождения? Обращаются к Вам на «ты» и добавляют в друзья во всех возможных соцсетях? Конечно, хочется принять приглашение, обзавестись новыми друзьями, ведь у многих студентов есть схожие увлечения и интересы… И огромное количество учителей попадаются на этот крючок. Ведь, к сожалению, как показывает многолетняя педпрактика, взаимоотношения «преподаватель-ученик» исключают дружбу. А точнее, как только Вы обретаете друга, теряете ученика. И часто этот друг не становится настоящим и искренним. Поэтому, даже если преподаватель становится частью большой дружной группы, дружба с ней – всего-навсего иллюзия, которая может испортить репутацию и авторитет. Держите дистанцию и помните: педагог – наставник, коуч, но не друг.

Учитель – скромник

так ли это плохо? Наверняка, нет, но до тех пор, пока это отрицательно не сказывается на взаимоотношениях со студентами. Ведь ничего плохого нет в том, что преподаватель не хвастается своими достижениями или успехами, не напоминает лишний раз, что он главный в классе, что только он единственный знает, как правильно, а как нет. Но есть и другая сторона у преподавателей-скромников: они склонны недооценивать себя, а поэтому часто неуверенные в себе, что в свою очередь сказывается и на проведении занятий, на восприятии их учениками. Иногда даже самые талантливые, но скромные преподаватели, теряют свою аудитории из-за неуверенности и неспособности ее удержать. Верьте в себя, в свои силы, посещайте тренинги, общайтесь с коллегами…И увидите, что многого стоите, и вам есть, что рассказать ученикам и сотрудникам о себе.

Учитель – лектор

Этим все сказано. Скучающие студенты, не отвеченные вопросы в их головах, огромное домашнее задание, отсутствие понимания материала, демотивация и, как результат, — прекращение посещений занятий, — все это результат работы учителя-лектора. К счастью, работа преподавателя английского языка позволяет раскрыть далеко не только качества лектора, а международные требования и стандарты исключают такой тип работы в аудитории.

Учитель – болтун

Не зря придуман стандарт «Teacher’s talking time», который гласит: на занятии преподаватель – слушатель и подсказчик, путеводитель, и его время на разговоры строго ограничено. Ограничено не только на лирические отступления, неуместные шутки, рассказы о своей личной жизни, анекдоты и т.д., но и требует самых коротких инструкций, вопросов, фидбеков. Это вовсе не означает, что всему выше перечисленному на занятии не может быть места, а скорее – «сколько» и, главное, «что» сказано преподавателем должно быть лимитировано и отфильтровано.

Итак, делаем выводы:

  1. Идите в ногу со временем и его требованиями: учитель-педант – далеко не современный тренд. Ведь обучение иностранному языку – процесс творческий и очень индивидуальный.
  2. Учитель студенту – не друг, учебный процесс – не время для закадычных друзей
  3. Не хвалите себя, но и не скромничайте, будьте уверены в себе, и тогда студенты будут уверены в вас.
  4. Забудьте о лекториях, станьте ближе к своей аудитории, и, например, вспомните о CLIL-подходе.
  5. Цените время ученика, говорите меньше и по смыслу.

Хотите быть «идеальным» преподавателем – загляните сюда 😉

Желаем всем успехов в работе!

 

Нина Сворак

Related Post

  • Rita Karimzhanova

    Совершенно не согласна со вторым пунктом. У меня приличное количество друзей — моих студентов. Я думаю это зависит от возраста студентов и учителя. И совершенно непонятно почему такая дружба — иллюзия? Знаете, фраза «учитель — наставник, коуч, но не друг» звучит очень обидно для меня, как для человека, который может быть как хорошим другом, так и учителем. И почему вы считаете, что это плохо — потерять ученика, но обрести друга? А что если в меня влюбился молодой красивый студент? Мы оба свободны и можем быть счастливы, но согласно вашей статье, я должна пожертвовать своим счастьем, ради репутации))) Вот так всегда в нашей стране, учителя ущемляются во всем: маленькая оплата труда, осуждение общества за поступки, которые якобы не соответствуют моральным нормам — «ведь ты же педагог!» — принято говорить у нас.

    • Svetlana Klimova

      Я думаю Вы правы, если зарождается дружба, не нужно противиться. Мне кажется, то, что имелось ввиду в статье это то, что надо оставаться профессионалом, несмотря на то, что в группе друг или друзья, относиться ко всем одинаково, справедливо, с одинаковой строгостью и дружить уже вне занятий. Ведь на самом деле, если перегнуть палку и изначально вести себя с учениками как со своими друзьями, это может сказаться на их отношении к учебе — а-ля «мы же друзья, давай в следующий раз заплачу/сделаю/сделаем паузу на месяц и т.д.» В общем, как и везде, баланс должен быть.

      • Yulia Belonog

        Светлана, согласна с вами! У меня прекрасные отношения со всеми студентами, очень теплые и понимающие) Я всегда готова выслушать их проблемы, помочь советом, поддержать их мотивацию. После уроков они присылают мне смешные статьи и видео, но этим всё и ограничивается. В соц сетях я могу поддерживать профессиональный уровень общения. Но пиво пить я с учениками не хожу, потому что считаю, что это слишком. Отношения должны оставаться профессиональными и уважение к учителю еще никто не отменял. Перейдя границы, трудно предугадать поведение человека в будущем. При индивидуальной работе может дружба и бывает, но вот при работе с группой учитель- это коуч. Подростки, например, моментально «на голову сядут», если учитель вдруг начинает с ними дружить. Они хотят видеть авторитет, а не «дружбана». По поводу отношений со студентами- это как служебный роман. Всегда ли он заканчивается хорошо?

    • Оксана Стахеева

      Девочки, у вас еще мало опыта, наверное. Это 100% правда — как только вы становитесь друзьями — никакой учебы, она просто сходит на нет. Я уже дважды, а может и трижды, наступала на эти грабли, теперь очень аккуратна. Неосознанно, плавно так начинали дружить, особенно, если ученики занимались часто — 3-4-5 раз в неделю. Ученика вы потеряете. И что обидно, и дружбы не получится.

  • Маленькая ремарка по соцсетям на основе личного опыта. Я с самого начала выдаю студентам свои аккаунты в ФБ и ВК. Не потому, что гонюсь за количеством друзей — просто мне так удобнее с ними общаться. Они знают, что с крупным вопросом лучше прийти на консультацию. Ну а если вопрос мелкий (не понял задание, не могу выбрать правильный перевод слова и т.п.), то проще задать вопрос «в конташе» и получить достаточно быстрый ответ. При этом в ВК личка открыта для всех, а вот в ФБ приходится добавлять людей в друзья, иначе личные сообщения от них часто теряются, точнее ФБ их засовывает бог знает куда)) Ну а если «друг»-студент начинает захламлять ленту, ничто не мешает от него отписаться и при этом сохранить возможность личного общения. Короче, соцсети — отличный рабочий инструмент, надо просто уметь разделять личное и служебное, как и везде.