21.02.2018
2457
6

«Расскажите мне про Сингапур»: сингапурская методика преподавания

Попытки внедрять сингапурскую методику в российские школы начались в 2011 году с республики Татарстан и продолжаются до сих пор. Учителя не остались равнодушными от ярых поклонников до резких критиков новой системы. Разберемся подробнее, что из себя представляет эта методика.

Она в корне отличается от традиционного преподавания таких предметов, как история, биология, физика, литература. В моих школьных воспоминаниях урок истории в старших классах проходил так: интересная лекция педагога, краткое конспектирование, зубрежка дат и фамилий дома, пересказ лекции на следующем уроке. Подобным образом проходило обучение и другим предметам. Никто не спрашивал моего личного отношения к историческим событиям или поведению героев романа, это не обсуждалось. По принципам сингапурской методики, преподаватель отступает на задний план и выступает как фасилитатор процесса обучения. Дети работают в группах по четыре человека, вместе осваивают материал и обсуждают его. В этой системе мне бы не хватало красочных рассказов педагогов, увлеченных своим предметов, однако идея парных обсуждений и большей самостоятельности звучит интересно.

Для уроков английского языка сингапурская модель обучения более привычна. Даже в советское время использовался режим “пары” — составить диалог и прочитать его по ролям, ролевые игры, ситуации и так далее. Коммуникативная методика предполагает примерно 70% времени работы в парах: на этапе guided discovery, контролируемой и свободной практике, предвосхищение событий, обсуждение прочитанного и услышанного. Преподаватели используют проектную методику с целью развития самостоятельности студентов и элементы перевернутого класса.

В чем новизна метода?

Действительно ли сингапурская методика, которая вызвала столько шума в российской системе образования, принципиально нова?
Как известно, новое — хорошо забытое старое. В основе лежит система обучения Спенсера Кагана cooperative learning, по которой работают некоторые частные языковые школы, элементы социоигровой методики Букатова и Ершова. Так что методисты Сингапура лишь переработали имеющийся опыт, добавив некоторые англоязычные термины и другие нововведения.

Некоторые принципы метода

Основоположники метода выделяют такие принципы:

1. Работа учащихся в группах по четыре человека, что позволяет задействовать всех учеников класса, а не только самых активных. Примеры некоторых структур:

  • hi five — приём концентрации внимания. Студенты трудятся в шумной обстановке, потому что активно обсуждают материал. При поднятии руки преподавателя ладонью вверх, учащиеся делают то же самое. Даже, если кто-то из группы не посмотрел на преподавателя, то он видит поднятую руку участника своей команды.;
  • clock buddies — команда выполняет задание на определенное время, потом состав меняется;
  • tic-tac-toe — участники составляют предложения с необходимыми словами;
  • corners — учащиеся подходят к углу на выбор и совместно вспоминают изученный материал;
  • simultaneous round table — ученики одновременно выполняют задание, а потом передают друг другу на проверку.;
  • mix pair share — образование случайных пар под музыку для выполнения какого-либо задания;

2. Ученики совместно изучают новый материал и закрепляют его, что позволяет им развивать самостоятельность, критическое мышление, креативность и командную работу.

3. На уроке активно используются гаджеты: ноутбуки, планшеты, смартфоны.

Посмотрите видео от Edutopia об обучении в Сингапуре:

Почему некоторым педагогам и ученикам трудно принять эту модель?

Методика содержит много игровых моментов, что делает урок увлекательным. Но всё должно быть в меру. Эту модель будет трудно воспринимать интровертам, которые любят работать в одиночку. Дети учатся работать в команде, но они привыкают делить ответственность с кем-то еще, а не брать ее на себя полностью. Будучи trainee на CELTA, где, по моему мнению, было небольшое злоупотребление парной работой, мне хотелось хотя бы одно из 10 заданий выполнить самостоятельно. Даже не потому что я люблю работать в одиночку, а потому что мне хотелось похвалиться своими индивидуальными достижениями и нести ответственность за свой выбор. На уроке взаимодействие в парах снижает стресс и помогает подготовиться лучше, а также вовлечь всех студентов в обсуждение. Однако, периодически необходимо создавать некоторые стрессовые условия, например, неподготовленный монолог на 1-2 минуты.

Я однажды задала тренеру вопрос: “А если иностранный коллега попросит моего студента рассказать в течение минуты о продукте или сервисе перед всем топ-менеджментом, у него же не будет возможности подготовиться в паре? Какой стресс он тогда испытает? Несоизмеримый со стрессом неподготовленного ответа в классе”.

Возможно, периодическое более активное вмешательство педагога — не так уж и плохо. Несмотря на student-centered lesson преподаватель остается идейным вдохновителем на занятии. Учитель способен мотивировать учеников намного лучше, чем фразы, развешенные на стенах. Также, не все студенты любят постоянную “исследовательскую” работу. Для баланса активностей интересно выстроенная лекция с элементами вовлечения учащихся также будет востребованной в гуманитарных предметах.
Необходимо учитывать культурные и исторические аспекты. Жест hi five, который является поднятием руки, у некоторых отечественных педагогов ассоциируется с жестом нацистской Германии. Поэтому вызвал негодование.


В 21 веке подход к обучению изменился, как изменились и навыки, которые требуются для компетентных специалистов в современном мире. Поэтому отрицать активность и самостоятельность учеников, не использовать игровые методы на уроке — неправильно. Эффективно работает баланс элементов разнообразных методов, а не слепое копирование одного метода зарубежной системы.

Комментарии (6)
  • Фото аватара
    Наталья

    Вообще-то,это high five…

    23.03.2024
  • Фото аватара
    Anastacia Lobanova

    интересный материал, неинтересные опечатки : coners , mix pare share

    28.02.2018
    • Фото аватара
      Алиса Ломоносова

      Simalteneous, ага.

      06.03.2018
    • Фото аватара
      Natalia Glyzina

      спасибо, исправили!

      09.03.2018
  • Фото аватара
    Dinara

    И что же ответил тренер?:)

    28.02.2018
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Тренер сказала, что к тому моменту он уже научится говорить лучше! Неправда. У меня есть студентка intermediate, которая всегда готовиться заранее к уроку (просит давать ей все тексты и упражнения заранее). И на уроке всё хорошо. А когда пришла на разговорный клуб, где невозможно заранее проработать все задания, очень плохо справилась и потом так переживала. Привыкла всё «отрепетированное и подготовленное» мне сообщать, а спонтанно говорить не училась. Хотя хороший словарный запас у нее. Привычка(((

      09.03.2018

Добавить комментарий для Natalia Glyzina Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×