25.02.2018
191
3

Превращаем поражение в победу: что делать, если все идет не по плану

Преподаватель так долго готовился к занятию, продумал все детали рабочего плана, создал изумительные воркшиты, не забыл о дополнительных материалах и заранее приготовил всю нужную технику к занятию… Урок начался и, кажется, все идет по плану. Студенты в хорошем расположении духа, все делают вовремя и учитель доволен результатом. Но в какой-то момент урок не клеится: преподаватель тщетно объясняет материал по второму кругу, студенты смотрят на него пустыми или удивленными глазами… Что-то пошло не так — кого винить и что делать?

Предполагаем, что такой сценарий знаком каждому преподавателю, особенно начинающему… Не спешите впадать в панику, злиться на студентов или обвинять себя в непрофессионализме. Ведь у всех бывают (а тем более в коллективах)  «нестыковочные дни». И истинную причину тут вряд ли найдете. В такой ситуации главное – не растеряться, быстро найти выход из ситуации и не забыть проанализировать свой урок по его завершении.

Итак, лайфхаки, которые помогут вернуть занятие в правильное русло:

    • остановитесь и попытайтесь узнать у студентов, что им непонятно, что не нравится или смущает. Попробуйте упростить задание, подключить перевод или синонимы. Используйте жесты и мимику как вспомогательный инструмент. А главное при этом – не показывайте, что нервничаете, улыбайтесь;
  • объясните материал/ слово/ задание по-другому. Используйте разные методические тактики и подходы;
  • если задание не ладится и студенты застряли на половине, а времени на продолжение уже нет, – не заставляйте их искать решение до победного конца, отойдите от плана занятия, переключите их на другое задание, будьте более гибкими;
  • метод «ученик – преподаватель» прекрасно сработает, если оказалось так, что почти половина учащихся не понимает или плохо выполняет задание. В таком случае объедените слабых с сильными в пары/ команды и попросите сильных выступить в роли учителей и объяснить партнерам материал;
  • парная или групповая работа спасет ситуацию, если группа долго работала Teacher-Student. Сгруппируйте учеников и дайте им самое легкое задание по теме. В каждой паре или команде обязательно найдется один-двое, готовые поделится мыслями с одногруппниками. После – сделайте небольшой фидбек. Таким образом, сможете оценить, насколько группа усвоила материал, разрядите обстановку, переключите внимание студентов и дадите себе возможность собраться с мыслями и продумать дальнейший план действий;
  • не зацикливайтесь на одном и том же задании, если оно не подходит группе/ученику, имейте в запасе одно-два альтернативных для ситуаций «Ч»;
  • в случае, если преподаватель вовсе растерялся, можно попробовать начать все заново, вернуться к исходной точке (начало занятие/темы/блока занятия/ задания и т.п.);
  • перепланируйте занятие, как бы страшно это ни звучало. Даже самый идеальный план может не сработать, и этого не стоит бояться. Сориентируйтесь по конкретной группе, проблеме, что можно вычеркнуть из плана, что за чем поставить. Помните  — лучше дать меньше, но более эффективно;
  • коучинг-подход не менее эффективен для тех, кто умеет и хочет работать над развитием своих личностных качеств, вот несколько советов;
  • юмор, шутки, интересные истории, даже музыкальные паузы или короткий перерыв на занятии также могут спасти ситуацию.

И, пожалуй, самое важное  —  по завершении занятия обязательно уделите время анализу проделанной работы, проведите самоанализ, найдите свои слабые стороны и подумайте, как бы могли избежать данной ситуации. И перед следующим занятием просмотрите эти советы.

Также рекомендуем посмотреть пример урока, в котором всё пошло не по плану. Интересно послушать самоанализ преподавателя и какие выводы она сделала 😉

Комментарии (3)
  • Фото аватара
    Daria Orlova

    Я, конечно, все понимаю, время сейчас такое, кругом одни лизинги и майнинги, но… воркшиты?! Риали? Это ужасно звучит, да и смысл какой? Что плохого в «раздатках», на худой конец?

    09.03.2018
    • Фото аватара
      Yulia Belonog

      Согласна, что в русском языке есть свои слова. Я , например, читаю методику иностранных авторов, проходила несколько курсов на английском, тичерз бук на английском и просто привыкла называть разработки «worksheet». А некоторые слова вообще не могу перевести или он звучат криво. Например, eliciting — «извлечение» звучит ужасно. «Извлеките у студента несколько идей»?)) а «elicit some ideas»- звучит хорошо.
      Я думаю, смысл учителям понятен, хоть это «воркшит», хоть «разработка», хоть «раздаток». Вспомнила строчку из Шекспира «Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет».

      09.03.2018
      • Фото аватара
        Iuliia Zubova

        Воркшит звучит двусмысленно и не всегда пахнет розой 🙂 С глаголами проще — добавляем -ировать и получаем «элицитировать» (оно уже вполне освоилось в языке).

        14.03.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×