Вузы нас к этому не готовили

Вузы нас к этому не готовили

Хлеб преподавателя английского языка — какой он? Какие преподаватели сейчас работают на рынке, что требуется для преподавания, на какую зарплату можно рассчитывать, чему учат и не учат в вузах… Расспросили обо всем методиста и автора программы докладов фестиваля Skyteach Юлию Белоног, преподавателя с 12-летним опытом, методиста Skyeng, разработчика новых методик изучения английского языка.

Какая в среднем квалификация преподавателей английского языка в современном СНГ? Кто они — бывшие филологи, педагоги, выпускники факультетов международных отношений?

ЮБ: В основном, это выпускники педвузов, а также выпускники филологических факультетов, они же филологи. Относительно большой процент — бывшие переводчики. Вот я, например, мечтала в юношестве, что я стану личным переводчиком делегации, буду сопровождать поездки. У многих такие мечты, только потом они разбиваются о реальность. Нужно собирать горы документов для лицензирования своей деятельности, переводить неинтересные тексты, бороться с высокой конкуренцией. Вот переводчики и переходят в преподавание.

Только ведь методике в университете не учат, а без нее невозможно качественно преподавать. Приходится доучиваться.

Также, есть люди смежных профессий, которые хорошо владеют английским языком и получают преподавательские сертификаты. Причиной перехода в преподавание может быть и возможность путешествовать, работая в другой стране, и удобство работы из дома.

Если говорить о носителях языка, то в основном у них нет профильного высшего образования. Они получают сертификат TESOL или, в лучшем случае СELTA, и начинают преподавать. Носители языка, которые преподают английский, — это чаще всего люди, которые любят путешествовать и готовы вести кочевой образ жизни. Не редко такую работу для себя выбирают мамы в декрете, а также так называемые senior citizens — люди, которые на основной работе уже могут выйти на пенсию, но еще полны сил и энергии и хотят заняться чем-то «для души».

В каких сферах может себя найти человек с навыками преподавания английского языка? Какие бывают профессии?

ЮБ: Сфер преподавания очень много. Это позиции в учреждениях, дающих среднее образование, учителя школ, гимназий и высшее образование. Также востребованным является преподавание в языковых центрах или на курсах. Корпоративный преподаватель выезжает в офис к клиентам, тоже очень интересно. Есть область дошкольного образования: учителя английского в детских садах и центрах развития детей. Многие коллеги являются еще и частными репетиторами, совмещают две работы.

Что важно знать специалисту с учетом сферы преподавания, которую он выбрал?

ЮБ: Трудно ответить однозначно. В любом случае нужны знания языка и методики. Чем престижнее учебное заведение, тем выше уровень должен быть у преподавателя.

В частном секторе важна гибкость: умение подстраиваться под ситуацию, менять тактику, использовать современные технические средства.

Знания методики преподавания и опыт сделают работу педагога существенно легче вне зависимости от выбранной сферы.

Скажите, а если говорить об уровне дохода, где самые высокие зарплаты и «плюшки» у преподавателей английского языка?

ЮБ: Если говорить о деньгах, то преподаватели с CELTA прекрасно их зарабатывают в других странах, особенно высоки зарплаты в Эмиратах, Китае, Таиланде.
Если говорить о внутреннем рынке, то частные школы обеспечивают учителей более высокой зарплатой. Также неплохо зарабатывают корпоративные преподаватели бизнес-английского — они работают в конкретной компании, если там большой штат, или же ведут группы в нескольких компаниях почасово.
В государственном секторе, к сожалению, зарплаты оставляют желать лучшего, хотя преимущества соц.пакетов неоспоримы.

Какие личные качества важны в преподавании? К примеру, эмпатия, тайм-менеджмент, умение считать деньги, — это важно?

ЮБ: Для меня на первом месте — коммуникабельность, умение выстраивать контакт, умение слушать. Поэтому среди преподавателей больше экстравертов, чем интровертов.
Также важна эмпатия, то есть умение сопереживать и проявлять внимание к чувствам других. Без этих двух умений, учитель будет как робот. Хороший педагог = хороший психолог.
Организованность — тоже важна. Потому что преподаватель, который не учитывает дедлайны, парит в облаках, всё забывает, может сильно раздражать.

Остальные качества, как говорится, на любителя. Как в семейной жизни люди могут не сойтись характерами, так и в изучении английского.

Я, к примеру, очень требовательный студент. Если я плачу деньги, то требований у меня «выше крыши». Я не буду заниматься с преподавателем, который не улыбается, разговаривает поучительным тоном или слишком много говорит. Молчу уже о методике 🙂

Как часто учителям нужно повышать квалификацию и в каких направлениях?

ЮБ: Квалификацию необходимо повышать нон-стоп. Это не всегда только сертификаты, такие как TKT, СELTA, DELTA или онлайн курсы на Coursera или Futurelearn, это и посещение мероприятий известных издательств, чтение методических статей и книг, просмотр видео. Сейчас способов повышения квалификации масса, даже если ты живешь в глубинке: онлайн-конференции, вебинары, трансляции. Главное, потом применять изученное на практике.

Чему учат и чему не учат в педагогическом вузе, что потом необходимо для работы?

ЮБ: Не учат работать с индивидуальными студентами: налаживанию контакта, мотивации, выяснению целей обучения, адаптации программы, персонализации уроков.

Учат как работать по шаблону с группами в государственном учреждении, в котором дети всё равно никуда не денутся. Для работы в частном секторе приходится осваивать клиентоориентированный подход.

Куда может пойти молодой преподаватель работать после учебы?

ЮБ: Это зависит от уровня языка, знания методики и желания работать. Перспективных кандидатов берут практически на любые позиции. В частных школах организована поддержка начинающих учителей опытными методистами. В ИНЯЗе закладывают базу, дают практику в школе, у многих студентов уже есть частные ученики. Поэтому, нельзя сказать, что после учебы приходят нулевые преподаватели.

Корпоративный сектор и частные студенты с высоким уровнем дохода хотят специалистов с опытом и международными сертификатами.

Задать Юлии вопросы по теме интервью, а также послушать ее доклад на тему Quick start in online teaching, то есть конкретные советы, с чего преподавателям начать преподавание онлайн, как подготовиться, можно на фестивале Skyteach 31 Марта — 1 Апреля в онлайн и очном формате. 

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *