Готовим к экзамену: как внушить уверенность ученику

Готовим к экзамену: как внушить уверенность ученику

Далеко не каждый ученик нуждается в поддержке и поощрении со стороны педагога перед экзаменом. Уверенные в своих силах и знаниях ученики встречались многим из нас. Но экзамен на знание иностранного языка накладывает отпечаток повышенной ответственности: с ним связаны определенные надежды, амбиции, планы и – куда без этого – расходы. Поэтому при подготовке к TOEFL, IELTS, ЕГЭ по английскому языку волнуются почти все. Расскажем, как подбодрить ученика, зарядить его уверенностью.

Подготовка, подготовка и еще раз подготовка

Можно сколько угодно убеждать человека, что у него все получится, но получится, скорее всего, только в том случае, если сам человек к ‘тому готов. Обманываться не стоит: большинство учеников осознают истинную степень своей готовности к экзаменам, подозревают о пробелах в знаниях.
Вы ведь не станете убеждать кого-либо, что он легко победит в Олимпийских играх, станет финалистом шоу «Танцы» или «Comedy-Батл». Слишком очевидно, что без подготовки там не обойтись.
С другой стороны, если ученик вложил немало сил, времени, совершил и исправил ошибки, преодолел лень, прокрастинацию и трудности – это станет отличным фундаментом, на котором возникнет уверенность в себе. Вам лишь нужно пройти с ним этот путь.

Знаем врага в лицо

Чтобы успешно сдавать экзамены или писать на пятерки формализованные тесты, недостаточно только знания предмета. Нужно еще досконально понимать механику: последовательность заданий, принцип их выполнения, критерии оценки и т.п. Именно поэтому эффективны «пробные», тренировочные экзамены. а многие ученики и студенты замечают, что беседа с человеком, у которого все позади, придает уверенности.

Техника «достигаторства»

Это может звучать не логично, но успехи в «маленьких» делах часто влекут за собой достижение «больших» целей. План подготовки к экзамену разбивайте на такие этапы, которые легко и относительно быстро преодолеваются – пусть даже таких «микро-этапов» будет очень много. Ученик «заряжается» на успех, программируется на него, кроме того у него вырабатывается «привычка достигать» и «образ» успеха – то ощущение, которое психологи советуют вызывать в себе, когда по каким-либо причинам уверенность пропадает.

Позитивные аффирмации

Со скептиками это не работает, но если вы видите, что для ученика очень важна ваша оценка и похвала, значит, самопохвала тоже будет эффективной. Придумайте вместе и предложите ученику многократно повторять фразы, которые способны внушить уверенность. Избегайте «легковесных» формулировок – им не веришь. Лучше звучат такие: «Дело сложное, но я постараюсь, и все получится хорошо», «Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие, я уверен в себе», «Моя память работает хорошо. Я все помню», «Я ощущаю бодрость и уверенность в себе», «Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая», «Я полностью готов к экзамену и выложусь на все 100».

Проактивность vs. реактивность

Вспоминаем Стивена Кови и его «7 навыков высокоэффективных людей»: не на всё в этом мире мы можем повлиять. От нас как минимум не зависит погода и поведение других людей. Но существует «зона ответственности» (проактивная зона), которая принадлежит только нам.
Чаще напоминайте ученику о том, что все зависит от него: меньше внимания несущественным вопросам, больше – тем, которые повлияют на результат. В целом, проактивная жизненная позиция положительно сказывается на самооценке, а значит, и на уверенности перед экзаменом.

Баллы от Вселенной

В книге «100 способов изменить жизнь» Лариса Парфентьева рассказывает о необычном способе достигать больших, значимых целей. Вы зарабатываете баллы от Вселенной, совершая различные действия, которые вынуждают вас преодолевать сопротивление.
Например, вы регулярно бегаете по утрам, учите китайский язык, помогаете бездомным или пишете по одной странице художественной книги в день. Условные «баллы» копятся – и бац! Вселенная делает вам подарок: исполняется какая-либо мечта, словно бы сама по себе.
К этой теории можно относиться скептически («выдумка», «эзотерика» и т.п.), а можно использовать ее во благо. Преодолевая себя, мы повышаем самооценку, а она в любом значимом деле не повредит.
Поощряйте ученика, который готовится к экзамену, в каких-либо не связанных с основной задачей действиях или хобби: пусть занимается спортом, вокалом, высшей математикой, работает волонтером или сдает макулатуру и батарейки в пункты сбора. Баллы будут «копиться», самооценка – расти, а подготовка к экзамену станет эффективнее.

Имитируем уверенность

Напомните ученику перед экзаменом, что наш ум «считывает» сигналы нашего тела. И пусть в глубине души мы не уверены в успехе, достаточно приподнять подбородок, расправить плечи, слегка улыбнуться, поменять «защитную» позу (скрещенные руки, ноги) на «позу силы» (ноги на уровне плеч или шире, открытые ладони) – и спустя 5-10 минут мы действительно чувствуем себя увереннее. Этот способ особенно полезно применять перед любыми устными экзаменами.

Поможет вера

Речь не обязательно о религии – хотя многим людям, которые верят в Бога, перед экзаменами помогает молитва. Мы же говорим о любой укорененной в сознании вере. Ваш ученик верит в приметы – пусть! Носит талисманы-амулеты – почему бы нет? Если эти «бабушкины» способы привлечь удачу на экзамене помогут вашему ученику поверить в себя, то воздержитесь от критики или иронии.

Похвала vs. сравнение

Похвала от человека, которого вы считаете экспертом (а для ваших учеников вы, безусловно, – эксперт) укрепляет уверенность в себе. Особенно если похвала не абстрактная, не обобщенная, а конкретная и аргументированная. Чаще напоминайте своим ученикам обо всех их прошлых успехах и достижениях на ниве изучения английского языка.
При этом постарайтесь избегать сравнений с другими учениками. Более того, любые нейтральные истории, рассказы о том, как кто-то другой сдавал экзамен, ученик может сознательно или подсознательно воспринять как сравнение, и не всегда эти истории идут на пользу самооценке.

«Отращиваем дзен»

Многим из нас знакомо чувство, когда волнуешься так сильно, что голова «отключается». Потеют ладони, свистит в ушах, расплываются перед глазами буквы… Подготовьте ученика к тому, что он может потерять самоконтроль. Проговорите (и по возможности опробуйте) способы самоуспокоения, которые лично для него работают. Это может быть правильное дыхание, медитация, медленный счет до 100, чтение про себя любимого стихотворения наизусть.
Ваш ученик почувствует себя увереннее, если будет знать, что «план Б» существует, более того – при необходимости поможет преодолеть стрессовую ситуацию.

«И что тогда?»

Этот способ тоже подходит не всем, но помогает тем ученикам, которых страх парализует. Проговорите заранее самую негативную ситуацию из возможных. Да, он провалил экзамен – и что тогда? Пройдите этот путь до конца и помогите ученику убедиться, что жизнь на этом не закончится, что возможны новые попытки.
Вопреки стереотипам эта техника вовсе не снижает значимость события (в нашем случае – экзамена), но избавляет от страха и помогает мобилизоваться.

Вместо заключения добавим, что 100%-ная уверенность в успехе – это не всегда хорошо, а легкое волнение стимулирует человека мыслить яснее, искать ответы, решения, запасные варианты.

 

Елена Тимофеева

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *