Словообразование в ЕГЭ: лайфхаки для преподавателя

Словообразование в ЕГЭ: лайфхаки для преподавателя

ЕГЭ…как много в этом слове для сердца школьного слилось! Для преподавательского сердца ЕГЭ также является тяжелым испытанием. Для того, чтобы ученик успешно справился с заданиями, одного умения говорить на английском недостаточно, необходимо понимать структуру заданий, «набить руку» на тестах и подготовиться психологически. О том, как готовить к ЕГЭ, написаны десятки книг, на эту тему проводятся регулярные вебинары, однако нет ничего ценнее личного опыта. Мне, в этом плане, повезло. До того, как я начала готовить школьников к ЕГЭ, я сама сдавала этот экзамен. Это было не так давно, поэтому стратегии моей собственной подготовки еще не забылись.

О каждом типе заданий стоит говорить отдельно. В рамках данной статьи мы поговорим о словообразовании. Помимо заданий в блоке «грамматика и лексика», оно пригодится и при написании письма и эссе.

Для начала, школьник никогда не запомнит всех правил словообразования. Громоздкие схемы – это уже устаревший вариант и тратить все время на их объяснение я не вижу. Грамматико-переводной метод уходит на второй план, уступая место коммуникативному.

Поэтому, на мой взгляд, изучать словообразование лучше в контексте. Как?

  • Выполняйте устные упражнения в начале занятий. Пусть это будет 5-минутный warm-up. Вы даете ученику список глаголов (например: to wonder, to amaze, to motivate, to meet), а он должен поставить их в разные формы (изменив части речи), когда рассказывает новости или описывает картинку. Получится что-то вроде: I went to the park yesterday. The atmosphere was wonderFUL and amazING. I met with my friend, and the meetING was full of motivatION - we discussed our plans for the future.
  • Акцентируйте внимание на словах при чтении текстов. Например, если вам встретилось слово education, попросите ученика образовать от этого существительного другие части речи.

Чему еще важно научить?

Различать части речи
Самое трудное для ребят – отличить прилагательное от наречия, точнее определить, что именно нужно образовать. Отрабатывайте это устно. Пусть это будет интенсивная речевая тренировка. Вы распечатываете или присылаете в Skype небольшой текст, а ученик должен озвучить его, вставив слова.
Пример текста (исходное слово - wonder) :
“Yesterday I went to the concert. It was _______. I came home and started to share posts in Instagram and I felt that my comments were full of ___________. My friends ____ why I was so shocked (I’m not emotional by the way).
Также трудности бывают с определением окончания, например: depressed или depressing. Здесь можно объяснить одним словом: что есть причина, а что – следствие. Например, this book is boring, that’s why I’m bored. My work is tiring, so I’m tired. Для закрепления правила можно попросить школьника дополнить текст из предыдущего упражнения.

Понимать, «звучит или не звучит»
Далеко не у всех развито чувство языка (тем более, иностранного). Однако по своему опыту могу сказать, что даже средние ученики в результате долгих и упорных тренировок автоматически вырабатывают в себе это. Ребята называют его просто: «не звучит». Научите школьника слышать, пусть он проговаривает написанное про себя, представляя, что он, например, читает текст публично. Спросите его, как он думает, не «коряво» ли это звучит?

Переводить текст (хотя бы примерно) и определять, отрицательная окраска у слова или положительная. Даже если у ученика скудный лексический запас, это работает.

Возвращаясь к тому, что я упомянула в начале, скажу – решайте тесты. На уроках и дома. Тестов много тут. У многих учеников таким образом «набивается рука», тренируется память. Ошибившись сто раз, в сто первый он выполняет задание правильно. К тому же, тесты ЕГЭ довольно однотипные. По своему опыту: из 30 тренировочных вариантов в типичной книге для подготовки, почти в каждом встречаются одни и те же приставки, суффиксы и окончания в заданиях на лексику. Пусть ребенок заучит наизусть самые распространенные слова – составить карточки вам поможет Quizlet.

Удачи вам и вашим ученикам и замечательных результатов на экзаменах!

Словообразование в ЕГЭ: лайфхаки для преподавателя

 

Диляра Кашапова

Related Post

Видеоуроки с Edpuzzle

Видеоуроки с Edpuzzle

Хотите разнообразить обучение? Просмотр видео будет не только интересным, но и полезным заданием. Эта активность…

2 Comments

  • · Edit

    один из лучших способов натаскивания детей - это научить их понимать, какая часть речи пропущена, а не бездумно подбирать варианты. перед существительными чаще всего встречаются прилагательные, перед глаголами - наречия, если в предложении нет глагола, то именно он и нужен, и т.д.

    Reply
  • · Edit

    Согласна с Александрой. Когда ученик понимает, какая часть речи пропущена, он практически сразу образует нужное слово. Когда на уроках мы тренируем данное задание, мы всегда разбираем, что пропущена и как он/она это поняли. Они смотрят на слова до и после пропуска и анализируют, что за часть речи может быть пропущена.

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.