17.04.2018
3021
7

Словообразование в ЕГЭ: лайфхаки для преподавателя

ЕГЭ… как много в этом слове для сердца школьного слилось! Для преподавательского сердца ЕГЭ также является тяжелым испытанием. Для того, чтобы ученик успешно справился с заданиями, одного умения говорить на английском недостаточно, необходимо понимать структуру заданий, «набить руку» на тестах и подготовиться психологически. О каждом типе заданий стоит говорить отдельно. Тема данной статьи — словообразование в ЕГЭ. Помимо заданий в блоке «грамматика и лексика», оно пригодится и при написании письма и эссе.

О том, как готовить к ЕГЭ, написаны десятки книг, на эту тему проводятся регулярные вебинары, однако нет ничего ценнее личного опыта. Мне, в этом плане, повезло. До того, как я начала готовить школьников к ЕГЭ, я сама сдавала этот экзамен. Это было не так давно, поэтому стратегии моей собственной подготовки еще не забылись.

Для начала, школьник никогда не запомнит всех правил словообразования. Громоздкие схемы — это уже устаревший вариант и тратить все время на их объяснение я не вижу. Грамматико-переводной метод уходит на второй план, уступая место коммуникативному.

Поэтому, на мой взгляд, изучать словообразование лучше в контексте. Как?

— Выполняйте устные упражнения в начале занятий. Пусть это будет 5-минутный warm-up. Вы даете ученику список глаголов (например: to wonder, to amaze, to motivate, to meet), а он должен поставить их в разные формы (изменив части речи), когда рассказывает новости или описывает картинку. Получится что-то вроде: I went to the park yesterday. The atmosphere was wonderFUL and amazING. I met with my friend, and the meetING was full of motivatION — we discussed our plans for the future.

— Акцентируйте внимание на словах при чтении текстов. Например, если вам встретилось слово education, попросите ученика образовать от этого существительного другие части речи.

Чему еще важно научить?

Различать части речи

Самое трудное для ребят — отличить прилагательное от наречия, точнее определить, что именно нужно образовать. Отрабатывайте это устно. Пусть это будет интенсивная речевая тренировка. Вы распечатываете или присылаете в Skype небольшой текст, а ученик должен озвучить его, вставив слова.

Пример текста (исходное слово — wonder) :

“Yesterday I went to the concert. It was _______. I came home and started to share posts in Instagram* and I felt that my comments were full of ___________. My friends ____ why I was so shocked (I’m not emotional by the way).

Также трудности бывают с определением окончания, например: depressed или depressing. Здесь можно объяснить одним словом: что есть причина, а что — следствие. Например, this book is boring, that’s why I’m bored. My work is tiring, so I’m tired. Для закрепления правила можно попросить школьника дополнить текст из предыдущего упражнения.

Понимать, «звучит или не звучит»

Далеко не у всех развито чувство языка (тем более, иностранного). Однако по своему опыту могу сказать, что даже средние ученики в результате долгих и упорных тренировок автоматически вырабатывают в себе это. Ребята называют его просто: «не звучит». Научите школьника слышать, пусть он проговаривает написанное про себя, представляя, что он, например, читает текст публично. Спросите его, как он думает, не «коряво» ли это звучит?

Переводить текст

Научите переводить текст (хотя бы примерно) и определять, отрицательная окраска у слова или положительная. Даже если у ученика скудный лексический запас, это работает.

Возвращаясь к тому, что я упомянула в начале, скажу — решайте тесты. На уроках и дома. Тут много тестов. У многих учеников таким образом «набивается рука», тренируется память. Ошибившись сто раз, в сто первый он выполняет задание правильно. К тому же, тесты ЕГЭ довольно однотипные. По своему опыту: из 30 тренировочных вариантов в типичной книге для подготовки, почти в каждом встречаются одни и те же приставки, суффиксы и окончания в заданиях на лексику. Пусть ребенок заучит наизусть самые распространенные слова — составить карточки вам поможет Quizlet

Почитайте по теме: Как персонализировать уроки

*Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
Комментарии (7)
  • Фото аватара
    Анастасия

    Добрый день, вопрос по правилам словообразования. Можно ли менять this на those?

    19.05.2023
    • Фото аватара

      Здравствуйте! Передаем ответ автора) «Указательное местоимение (this, that) нужно ставить во мн. ч. (these, those соответственно). То есть this на those не можем использовать, так как пары именно this-these, that-those».

      22.05.2023
  • Фото аватара
    Tess

    I met with my friend — that’s all you need to understand everything about the author’s language skills))))))))))))))))

    24.09.2018
  • Фото аватара
    Наталья

    Согласна с Александрой. Когда ученик понимает, какая часть речи пропущена, он практически сразу образует нужное слово. Когда на уроках мы тренируем данное задание, мы всегда разбираем, что пропущена и как он/она это поняли. Они смотрят на слова до и после пропуска и анализируют, что за часть речи может быть пропущена.

    21.04.2018
  • Фото аватара
    Александра

    один из лучших способов натаскивания детей — это научить их понимать, какая часть речи пропущена, а не бездумно подбирать варианты. перед существительными чаще всего встречаются прилагательные, перед глаголами — наречия, если в предложении нет глагола, то именно он и нужен, и т.д.

    18.04.2018

Добавить комментарий для Александра Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×