Коллокации в английском: способы обучения и отработки

Коллокации в английском: способы обучения и отработки

Наверняка, каждый студент рано или поздно, услышит слово «Collocation», и задастся вопросом, что это и для чего. И чем выше уровень, тем больше ученик будет нуждаться в правильном использовании таких конструкций. Это одна из щепетильных тем, входящая в список вместе с фразовыми глаголами, прилагательными и наречиями, герундием и инфинитивом. Учитель в большинстве случаев столкнется с неким противостоянием и скрытым нежеланием ученика изучать эти темы, который будет всяческими способами пытаться избегать их. Но так или иначе преподавателю придется находить «путь к сердцу» студента. Также важно и самому преподавателю четко понимать, что такое коллокация. Это слова, которые употребляются вместе, формируя устойчивое выражение.

Поскольку студенты часто делают ошибки в коллокациях по двум основным причинам: пытаются скопировать их из родного языка либо недостаточно внимательны или недостаточно изучали материал. И поэтому, возможно, не каждому студенту обязательно знать и сам термин «коллокация», а, главное, чтоб сами структуры воспринимались легко и ненавязчиво. В этом большая роль учителя. Существует масса интересных подходов, как разнообразить изучение коллокаций нескучными заданиями. Предлагаем ТОП-5 из них.

1. Stripes and pairs
Допустим, нужно отработать ключевые коллокации на занятии: depend on/ interested in/ arrive in/ arrive at/ fed up with/ spend on/good or bad at/ close to/fond of/keen on/ look forward to и т.п. Способ, который не займет много времени на подготовку и который можно варьировать в зависимости от группы и количества времени. Слова записывают на карточки/полоски бумаги, глаголы отдельно, предлоги отдельно. Раздаются карточки разным студентам и за определенный отрезок времени им нужно найти как можно больше своих пар. Если группа маленькая, работают в парах либо часть слов крепится на стены, и каждый студент должен найти пару тем словам, которые у него на карточках.

2. Speed dating
Задание подходит в первую очередь большим группам, но может видоизменяться в зависимости от количества участников. Каждый ученик становится участником спиддейтинга, для этого ему нужно подготовить факты о себе и вопросы к собеседнику. Каждое предложение должно включать минимум одну коллокацию (список определяет преподаватель). Как только все подготовились, группа делится на две части. Одна из них будет оставаться на местах, вторая все время менять собеседников. Студенты по очереди разговаривают друг с другом, используя заготовленные ответы и вопросы. По истечение временного лимита (определяет преподаватель песочными часами, колокольчиком, таймером и т.п.), участники меняются парами. В конце задания студенты должны выбрать себе пару/друга и рассказать о нем, используя коллокации.

3. Watch and write
Известно, что один из самых эффективных методов запомнить слово – это его «увидеть». Вместо скучных списков слов и фраз, предложите студентам посмотреть короткий ролик и записать необходимые по теме фразы (в таком случае и нет необходимости называть их «коллокации», это может только смутить студентов). Например, говоря о лете и отдыхе, просмотрите этот ролик со студентами и попросите их выписать все возможные активности , которые они увидят (rub in the cream / go fishing / lick ice-cream /drink Cola/ grill sausages etc).

Таким образом, у учащихся будет срабатывать и ассоциативная память в изучении коллокаций. Студенты могут обсудить записанные слова в парах, а затем учитель переходит к презентации и отработке лексики.

4. Pelmanism
Универсальная игра, которая выручит преподавателя как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Подойдет как для проверки так и для представления новой лексики. Работает игра по такому принципу: все ключевые коллокации разделяются на две части и записываются на карточки. Карточки раскладываются в хаотичном порядке текстом вниз. Суть задания: студент переворачивает одновременно 2 карточки, если слова попались из одной коллокации, карточки остаются на тех же местах текстом вверх, если нет – кладем назад текстом вниз. Студенты работают в парах по очереди, либо самостоятельно. Задание тренирует память и логическое мышление.

5. Challenging questions
Данное задание очень эффективно для freer practice, поскольку позволяет изученные фразы поставить в контекст и персонализировать его. Для этого понадобится, чтоб у каждого студента был список коллокаций. Можно также их записать на отдельные карточки. Студент А берет одну карточку, не показывая слово. К этому слову придумывает вопрос. Студент В должен отгадать коллокацию. Например, студент А взял карточку с «a warm sweater» и задает вопрос «What do you usually wear in winter?». Студент В отвечает «a warm sweater»

Также рекомендуем посмотреть:

А какие методы и задания используете вы на занятиях?
Всем удачи в работе!

 

Нина Сворак

Related Post

2 Comments

  • · Edit

    Коллокации-устойчивые словосочетания,
    активности-действия…
    Коллокация-это лингвистический термин и его можно использовать с продвинутой молодежью для поисков часто встречающихся словосочетаний в интернете например… Можно не полениться и в корпус английского языка заглянуть…а для стандартного урока вполне подходит объяснение «устойчивое словосочетание»- вам не кажется?

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *