Монологическое высказывание на тему: секреты обучения

Монологическое высказывание на тему: секреты обучения

Способны ли ваши ученики воспроизвести монолог на заданную тему на английском языке? Не пересказать прочитанное или услышанное, не рассказать заранее написанное и тщательно вызубренное, а именно поговорить на заданную тему? Довольно часто ответ на этот вопрос — “нет”. Тем не менее навык важный и нужный. Так как же помочь нашим ученикам?

Сегодня рассказываем, как обучать монологическому высказыванию.

Что это такое?

Монологическое высказывание — это форма речи, характеризующаяся развернутостью, автономностью, наличием цели и особым языковым оформлением. Монолог всегда обращен к кому-то, будь то группа людей, один человек или сам говорящий. Кроме того, такая форма высказывания всегда имеет цель, из которой вытекает оформление речи.

Монологическая речь в рамках изучения иностранного языка является важным навыком, который проверяется рядом экзаменов, как государственных, так и международных. Также, умение излагать свои мысли в особой форме делает нас лучшими собеседниками.

Обучение монологическому высказыванию происходит с начальных классов и может быть условно поделенным на несколько этапов.

  1. Первый этап подразумевает под собой выработку языковых автоматизмов, другими словами, обучение языку в целом. На этом этапе монолог довольно условный и является изложением услышанного или прочитанного, повторением готового материала, имитацией готовой речи и т.д. Такой вид монологического высказывания характерен для низких уровней. Продукт на выходе хоть и является условно монологом, более зависим от внешних материалов, всегда заранее подготовлен и отрепетирован.
  2. На втором этапе происходит обучение отбору и использованию языковых средств, подбор необходимого и уместного языкового материала. Данный этап также характеризуется опорой на готовый текст, но уже является реакцией на него. Кроме того, на этом этапе происходит обучение организации высказывания, использованию слов-связок и других средств оформления речи.
  3. Третий этап — это инициативное высказывание, т.е. уже полноценный монолог на тему. К этому моменту учащиеся в достаточной мере владеют языком, знаниями об оформлении и связности речи и способны построить монологическое высказывание на любую тему без необходимости изложения готового текста.

С третьим этапом, как правило, и случаются проблемы. К сожалению, даже взрослые ученики высоких уровней часто не способны воспроизвести монолог достаточной длины. Либо высказывание их может быть развернутым, однако нелогичным, несвязным и т.д.

Что делать?

Проблема в том, что многие не умеют оформлять свой монолог. Часто студенты признаются, что не знают, о чем можно говорить на протяжении, скажем, 1-2 минут и т.д. Сколько бы не было причин, решение часто одно — научить оформлять речь и планировать ее.

В этом поможет старое доброе средство — mind mapping. Мы уже писали о том, как можно применять это для изучения лексики. Тот же принцип можно с успехом использовать в подготовке монолога на тему.

Как это работает?

Для примера возьмем задания из экзамена IELTS — Speaking Part 2, которое представляет собой монологическое высказывание на заданную тему. С этим заданием возникают проблемы у многих неподготовленных к формату экзамена студентов, просто от того, что они не знают, как организовать свои мысли так, чтобы упомянуть все, что есть в задании и уложить это в 2 минуты. На подготовку к такому заданию дается 1 минута. За это время невозможно написать полную речь, однако возможно создать опорный mind map.

Представьте, что ученику предстоит подготовить ответ на следующую тему:

Describe a language other than English that you would like to learn.
You should say:
what the language is
where it is spoken
what you think would be difficult and what would be easy about learning the language
and explain why you would like to learn it.
(taken from https://ieltsmaterial.com/)

Задача учащегося за 1 минуту подготовить монолог на 2 минуты, включив все необходимое из задания, еще и хорошо структурировать и оформить.

Первое, что я рекомендую сделать своим студентам и делаю сама — подчеркнуть ключевые моменты в задании, чтобы не пропустить ничего в своем высказывании. Основной темой высказывания будет язык, который студент хотел бы выучить помимо английского. Это будет сердцевиной mind map. Далее студент должен упомянуть, какой язык, где на нем говорят, что в нем сложного и легкого, и почему он хочет его учить. Эти идеи будут лепестками mind map. Они помогут нам развернуть наше высказывание до необходимого объема.

К каждому из лепестков на mind map можно добавить краткий ответ на вопрос, причины (если это уместно), а также слова-связки, и другую полезную лексику. В итоге mind map к данному заданию может выглядеть так:

Кликните на изображение, чтобы открыть в большем разрешении

С помощью этого mind map можно составить подобный ответ:

I am going to talk about a language I would like to learn apart from English.

I’ve always wanted to learn Spanish. First and foremost, this language is spoken in Spain and is one of the official languages in this country. Moreover, Spanish is an official language in almost all Latin American countries, however it is influenced by their indigenous languages and has a number of local dialects. Finally, Spanish is still used in the former Spanish colonies either like an official language or just a spoken language.

On the one hand, it might seem that Spanish is a difficult language to learn. First of all, it contains a lot of new and unusual words which you have to get used to and memorise. In addition, it contains a vast amount of irregular verbs which change differently and the only way to remember them is just learn them by heart. However, for me personally, the most difficult thing about Spanish is that they all speak so fast which makes it really hard to understand what they are talking about.

On the other hand, Spanish is considered by many people one of the easiest languages to learn. There are many international words in the language as well as words of Latin origin, so it is easier for those whose first language is Roman or who studies Latin at university. Apart from this, Spanish has easy rules of spelling and reading which makes it really quick to acquire both reading and writing in this language, not only speaking and listening. The best part about Spanish, in my opinion, is that the word order is not restricted as in English that is why it is easier to learn for those who have the same word order rules in their languages.

I want to learn the language for at least two reasons. First, it is the second most spoken language in the world by the number of speakers after Mandarin Chinese, so knowing Spanish I can communicate with more people worldwide. Second, it is very beautiful, so if you are in love with Spanish culture as I am, knowing the language is a must. That is why I would learn Spanish if I had a chance.

Саму карту можно делать более или менее подробной, в зависимости от условий. Если это не подготовка к экзамену, а именно обучение монологической речи, времени на подготовку можно выделить больше (5-10 минут). При работе с индивидуальным студентом можно поработать над первыми картами вместе (используйте scaffolding и наводящие вопросы, чтобы помочь ученику, но не давайте готовых идей и ответов).

Чем помогает создание mind map при подготовке монологического высказывания?
→ Структура ответа: можно визуально обозначить основную тему высказывания, а также составляющие высказывания. Нумерация поможет не сбиться в порядке во время устного ответа.
→ Краткие ответы: краткие ответы на ключевые вопросы помогут не сбиться с мысли. От краткого ответа уже проще сформировать детали.
→ Полезные выражения: фиксирование полезных слов-связок для каждого пункта поможет не повторятся и использовать разнообразные средства оформления речи.

На первых порах создание такого рода ментальных карт может занимать много времени. Однако, в процессе обучения это приемлимо. С каждым разом процесс будет проходить быстрее. Оформление мыслей таким образом помогает сделать высказывание развернутым, разнообразным и в случае с IELTS ничего не забыть.

Таким образом можно готовить опору не только для монолога для экзаменов, но и при подготовки ответа на вопросы из учебника, или подготовки речи по теме заданной, например, в формате integrated speaking или discussion questions (примеры взяты из Navigate Advanced C1 Student’s book by Mark Bartram, Kate Pickering, OUP, 2016).

Надеемся, что этот небольшой лайфхак поможет вашим ученикам качественнее оформлять мысли для монологического высказывания.

А что вы думаете о данном приеме? Попробовали бы его со студентами? Какими приемами пользуетесь при обучении монологической речи? Ждем ваших историй и вопросов в комментариях!

саша-small

 

Александра Сладковская

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *