Вы учились на учителя английского языка в университете 5 и более лет, но не понимаете, что делать с детьми в начальной школе, как же учить их читать? В голове куча теорий и методик, по факту — «странный учебник», закупленный школой, но по которому не получается научить. Почему? Потому, что в голове нет четкой системы и понимания процесса, не хватает опыта. 10 лет назад подобная ситуация была у меня. Надеюсь, эти советы помогут вам избежать моих ошибок.

1. Учите сразу названиям фонем, а не названиям букв (эй, би, си…)

С моим первым вторым классом я шла по учебнику, добавляя свои игровые задания и яркие картинки. На чтение в учебнике отводилось второе полугодие. Но затем оказалось, что часть уроков, по разным причинам, пропала, а на обучение чтению осталось три месяца. Я была в панике — что делать, они же знают только алфавит и разные слова по темам «Семья», «Животные» и т. д. Конечно, постепенно все научились, но некоторое время ребята перестраивались на чтение фонемами. Они хорошо знали названия букв и это было препятствием (ведь мы читаем pig не пиайджи). Так ли нужно идеальное знание алфавита? Нам пригодится знание порядка букв для поиска слов в бумажном словаре и…все. Современный подход к обучению чтению предлагает начинать с чтения фонем (a — /э/, b — /б/, c — /к/), а затем переходить к чтению коротких слов.

2. Не затягивайте период обучения звукам, переходите к чтению коротких слов, а затем стихотворений и коротких сказок

Уже через несколько лет, когда думала, что уже достаточно опытна, я столкнулась с другой проблемой. Пытаясь научить ребят читать транскрипцию, я учила долго и нудно. Мы выполняли задания на совмещение, повторяли по плакату и по карточкам, писали диктанты. Но оценки за диктанты оставались низкими. Я задавалась вопросом «почему». Родители плохо подготовили детей дома или они мало выполнили заданий? Согласитесь, причины звучат странно.

Память работает лучше, если цель практична и понятна. Мы учим, как читаются буквы, для чтения на английском языке. А читаем — для получения новой информации. Чтобы ученикам это было понятнее, начинаем читать слова и короткие тексты еще до того изучения всех звуков/фонем/буквосочетаний.

Элементы аудиолингвального метода (предусматривающего многократное прослушивание в записи и проговаривание языковых структур и речевых образцов, что ведет к их автоматизации) помогают при обучении чтению. Со следующими начинающими читать (это был 5 класс) мы научились достаточно быстро. Я читала короткие диалоги, они повторяли, копируя звуки и интонацию. В современных учебниках Оксфорда и Кембриджа можно найти такие упражнения с записями голоса носителей английского языка.

3. Соблюдайте принцип доступности (не спешите, вводите новые звуки после отработки предыдущих)

Одной из ошибок моего первого года работы (обучение чтению в четвертом классе) была спешка. Нужно было обучить побыстрее, и я давала все типы слогов сразу, чтение всех согласных и их сочетаний. Материал был слишком объемный, и ребята не запомнили большую его часть. Пришлось начинать с самого начала с закрытого типа слога и нескольких согласных.

4. Используйте разнообразные материалы (читайте с карточек, smart доски, учебника, школьной доски; пишите, слушайте, рисуйте в заданиях на чтение)

Со временем (после индивидуальных занятий с детьми) у меня появились любимые пособия по обучению чтению. Конечно, это еще дело привычки. Но именно по этим книгам я теперь быстро учу читать: Н.А. Бонк «Английский для младших школьников», В.Эванс “Spotlight“. Бонк дает понимание связи букв и звуков, простейшие упражнения на чтение. Учебник Эванс содержит полезное приложение, где ученики могут читать (повторяя за учителем, потом сами) дорожки слов с гласными буквами в разных типах слогов. Диалоги, озвученные носителями, позволяют преодолеть барьер между чтением слов и текстов.

С появлением ИКТ в школе расширились возможности учителя. На сайтах с ресурсами можно встретить «жемчужины», дающие возможность улучшить процесс обучения. Новые идеи учителя воплощают в интерактивных играх, мультимедийных программах, презентациях. К примеру, в моей любимой презентации дети видят букву, звуки, которые она дает, примеры с этими звуками, яркие иллюстрации. На smart доске  ученики перетягивают слова специальной указкой к частям картинки, ставят предложения в правильном порядке, перетягивают слова в пропуски в текстах (например, в мультимедийном приложении Enjoy Listening and playing 3,4 к учебнику Enjoy English).

В начале каждого урока можно совмещать фонетическую разминку с чтением звуков, слов или скороговорок. Повышает интерес учеников использование игр и кроссвордов, заданий из Timesavers (например, Primary reading box). Если все делать комплексно, результат будет — ребята научатся читать.

5. Дифференцируйте процесс обучения (некоторые ребята пропускают уроки из-за болезни или просто медленнее учатся чтению)

Наиболее важной проблемой этого периода может стать отставание некоторых учеников. Они «застревают» на одном из этапов и скучают, когда класс делает то, чего они еще не могут. Низкие оценки снижают их мотивацию и могут превратить уроки английского для них в мучение. В данном случае мне помогло «чтение на ушко». Во время самостоятельной работы всего класса (например, чтение в парах) я подходила к «отстающему» ученику и просила его почитать мне тихонько тот материал, где у него были сложности. Когда не было возможности почитать вместе, они получали карточки с заданиями (например, прочитай и соедини с картинкой). Таким детям важно уделить внимание вовремя, пока проблема не стала серьезной.

Эта статья пригодится начинающим педагогам. У опытных коллег, наверняка, есть свои секреты обучения чтению. Буду рада увидеть интересные советы в комментариях к статье!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×