С какими целями к вам обычно приходит ученик? По-своему опыту могу сказать, что самый важный навык, который требуется большинству современных студентов — это говорение, а именно способность строить диалог. Для этого важно воспринимать речь на слух, соответственно, здесь нам необходимо развивать навык аудирования. И в качестве вишенки на торте, большинство студентов просят красивое произношение, как у носителей.

Запросы звучат очень современно, однако о том, как научить данным навыкам лингвисты и преподаватели задумывались и в прошлом веке. Например, Пол Пимслер — англо-французский лингвист — активно поднимал вопрос эффективного обучения и даже разработал собственную методику, о которой и пойдет речь.

В чем суть?

Английский по методу Пимслера — это аудиокурс, созданный именно для русскоговорящих пользователей. Так что, если ваша цель — научить читать или писать — лучше попробовать другой метод. С этим курсом работаем, если цель — увеличить словарный запас ученика, научить его понимать говорящего и говорить самому с минимальным акцентом. Курс состоит из трех уровней, каждый состоит из 30 уроков по 30 минут. Пол Пимслер утверждает, что мозг человека принимает информацию наиболее эффективно в течение 30 минут. Грамматика здесь интегрирована в процесс и не изучается отдельным блоком. Рекомендуется проходить курс дома и громко и уверенно повторять за диктором и отвечать на вопросы.  

Приведем пример одного из заданий. Нужно прослушать диалог. Вероятно, ученик лишь отдаленно поймет его смысл. Затем начинается поэтапный разбор. Фразы повторяются с периодическим интервалом, ученик прослушивает их по несколько раз. Отдельные слова разбиваются на слоги. К примеру, возьмем обозначение национальности — Russian. Диктор говорит: «ʃ(ə)n | ʃ(ə)n | rʌ | rʌ — ˈrʌʃ(ə)n», после чего ученик повторяет. Таким образом, все упражнение отрабатывает умение строить фразу, грамотно произносить слова и постепенно вы осваиваете разговорный язык, как бы собирая навыки по крупицам и соединяя в большой пазл.

В целом, Пимслер опирался на четыре принципа с непростыми названиями. Если говорить коротко, Пимслер:

А) За активное изучение языка (а не за машинальное повторение).

Б) За развитие долговременной памяти. Все преподаватели хотят, чтобы новые слова с урока запомнились как можно скорее. Достичь этого Пимслер предлагает за счет специальной техники повторений через определенные интервалы. Скажем, слово «destiny» нужно повторить через 5 секунд, 25 секунд, 2 минуты, 10 минут, 1 час и т. д.

В) За то, чтобы фокусироваться на ключевой лексике. Пимслер считает, что нужно строить «словарное ядро». На самом деле, новые слова появляются в языке чуть ли не каждый день и знать их все — непосильная задача даже для носителя языка, имеющего ученую степень филолога. Среднестатистическому ученику совсем не обязательно знать сотню значений слова «run». В курсе Пимслера в одном уровне содержится около 500 слов.

Г) За параллельное освоение навыков произношения, изучения новых слов и грамматических конструкций. Действительно, зачем делить навыки на блоки, если все они в комплексе ведут к одной цели — способности говорить на иностранном языке.

По данной методике можно изучать много языков, однако, конечно, наибольшей популярностью пользуется английский. Что интересно, на портале Pimsleur есть отдельная рубрика для изучения английского носителями русского языка. 

Как же можно применить методику Пимслера на уроке?

Мы пойдем по принципам Пимслера, упомянутым выше, и я поделюсь своим опытом внедрения его разработок в образовательный процесс:

А) Мы не роботы, и нам не обязательно машинально повторять. Нужно научить студента рассуждать, строить фразы самостоятельно и развивать разговорную речь. Пусть они будут проще, но они будут сформулированы им самим. Очень часто студент не говорит из-за страха начать. Например, вы задаете простой даже для Elementary вопрос: «Do you always wake up early?». Он знает все слова, но боится неправильно выразить мысль. «Подтолкните» его. Можно начать простым «I…», а ученик продолжает. Вы ведь — наставник, вы должны вести за собой. Вот такой простой лайфхак, который, как выяснилось, используют немногие.

Б) Напоминайте студентам, что надо заниматься всего 30 минут, но каждый день! Именно столько времени нужно выделять, чтобы добиться результатов уже через 30 дней. К большим переменам намного легче прийти маленькими шагами.

В) Что касается долговременной памяти, она, действительно, очень важна, и поможет студенту не только в английском, но и за пределами класса. Попробуйте спланировать урок так, чтобы все задания так или иначе «крутились» вокруг определенного круга слов. Не надо фокусироваться на 30 и более. Пусть их будет 10. Но он их запомнит. Как это сделать? В качестве warm up попросите описать картинку.

Слова «flowers, trees» студенту уровня elementary известны, так что студент с легкостью опишет увиденное. Невзначай добавьте то, что студент упустит, например, прилагательное «bright», существительные «lawn, stone, roof». Далее, в течение урока, постарайтесь интегрировать эти слова в упражнения. И пусть вы читаете текст про девушку, которая работает врачом в Африке, все равно можно найти применение данным словам, сказав, например, что в школе нет крыши, потому что светит яркое солнце.

Г) И, конечно, аудирование. Много-много слушать с применением top-bottom approach, который максимально приближен к реальной ситуации. студенты слушают вначале весь материал для того, чтобы понять основную информацию и только потом разбирают отдельные фразы и слова. Мы уже готовили подборку с ресурсами для аудирования. Есть еще один замечательный портал Listen a Minute. По нему даже тренируют будущих синхронных переводчиков.

Можно долго придумывать, как почерпнуть полезные идеи Пимслера, возможно, после пробного курса у вас появятся собственные интересные идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×