Практические советы по обучению английскому языку детей с дислексией

Практические советы по обучению английскому языку детей с дислексией

Джейми Оливер, Кира Найтли, Пикассо, Мухаммед Али, Том Круз, Билл Гейтс – что объединяет всех этих известных, успешных и неординарных личностей? Ответ прост: они – дислексики.

Многие преподаватели работают с детскими группами или индивидуально, и достаточно часто сталкиваются с разными проблемами в изучении языка детьми. У кого-то слабая память, кто-то крайне неусидчив, кто-то рассеян и забывает делать домашние задания. Но существует еще одна группа детей,  которым нужно уделять особое и особенное внимание во время обучения английскому языку, – дислексики.

Важно сразу отметить, дислексия, по мнению исследователей, – это не нарушение способности читать при сохранении нормального интеллекта, а скорее иной способ восприятия мира, обработки полученной информации. Об этой физиологической особенности очень доступно говорит Салли Фарли в своей занимательной лекции. Также немаловажно, что дислексия сильно ассоциирована с синдромом дефицита внимания (Attention Deficit Disorder), и у около 20% дислексиков диагноз ADD.

Как же распознать на занятии ребенка, имеющего дислексию?

  • Это очень креативные ученики с 3D мышлением, с преобладанием визуализированного способа восприятия информации;
  • Дислексики переставляют буквы в словах и пропускают слова при чтении предложений;
  • Некоторые жалуются на зрительный дискомфорт при чтении, такое как «наползают буквы одна на другую», «мерцают», «плывут» и т.п.;
  • Сложности со списыванием/ копированием текста с доски;
  • Могут казаться неорганизованными и рассеянными, забывчивыми;
  • Медленно вспоминают информацию и находят нужное слово в памяти;
  • Им сложно запомнить список, очередность слов (например, алфавит, месяца и т.д.);
  • Быстро забывают выученную лексику;
  • Испытывают сложности с определением частей слова, с вычленением корня слова;
  • При чтении пропускают строчки, буквы, слова в тексте;
  • По сравнению со сверстниками, нуждаются в намного большем времени для прочтения текста/предложения;
  • Забывают о прочитанном тексте сразу после его прочтения;
  • Мгновенно забывают услышанное;
  • На слух испытывают сложности с определением длинных и кратких гласных, с вычленением отдельных звуков/ слогов в слове;
  • В написании слов пропускают такие буквы, как ‘d’ ‘b’ ‘p’;
  • Переставляют буквы местами;
  • Имеют плохой почерк и плохо организованные мысли в собственных текстах;
  • Записывают слова так, как их слышат.

Как преподаватель может помочь ученику-дислексику в изучении английского языка: 

  • Перед началом каждого урока проговаривайте, что будете изучать во время занятия;
  • Всячески подбадривайте таких студентов, не злитесь и не ругайте их за медленность и рассеянность;
  • Поскольку списывать с доски для учеников-дислексиков крайне сложно, подготовьте раздаточный материал;
  • Используйте карты мыслей, картинки и другие визуализированные материалы;
  • Четко формируйте инструкции, при необходимости, повторите их, затем продемонстрируйте на примере;
  • Не подгоняйте студентов с ответами, им требуется больше времени на обдумывание, подготовьте вопросы для них заранее;
  • В изучении вокабуляра разбивайте слова на слоги, рисуйте разные части слов разными словами, сопровождайте ассоциативными рисунками, отличный пример ниже;
  • Используйте визуализацию по максимуму (диаграммы, рисунки, схемы, видео..), чтобы привязать изучаемое слово к его ассоциации, понятию
  • Используйте флеш-карты и мнемонический метод запоминания слов;
  • При чтении используйте цвета для выделения ключевых слов, частей слов
  • Не просите и не заставляйте дислексиков читать вслух;
  • Делайте паузы после коротких отрывков текста и спрашивайте об основном смысле, героях, событиях данного отрывка;
  • При прослушивании аудиотреков старайтесь убрать весь фоновый шум;
  • Помогите студентам визуализировать услышанное; (проанализируйте/нарисуйте картинки о аудио-документе)
  • Практикуйте упражнения на произношение отдельных слов, записывая фонемы (длинные/короткие, гласные/согласные/дифтонги) на доске разными цветами;
  • Практикуя навыки письма, используйте вышеупомянутые карты мыслей либо нумерацию событий, слов, предложений;
  • Не подчеркивайте ошибки и не ждите, что студент сам себя исправит. Напишите правильный слово/ответ сами.

Надеемся, статья будет полезна и практична. Советуем почитать еще здесь: Supporting Learners with Dyslexia in the ELT Classroom и здесь.

Возможно, можете чем-то поделиться из своей практики?
Как работаете с учениками-дислексиками? Какие бывают трудности?

Практические советы по обучению английскому языку детей с дислексией

Практические советы по обучению английскому языку детей с дислексией

 

Нина Сворак

Related Post

One Comment

  • · Edit

    Спасибо Нина. Очень ценный материал и подан в очень доступной и ясной форме.
    Вы умничка!!!

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *