Геймификация: что это, зачем, как работает

Геймификация: что это, зачем, как работает

Что наша жизнь? Игра! А наша работа, обучать английскому, – игра в квадрате: мы обучаем в игре и подсознательно играем сами, ставя цели, переходя на новые уровни, совершенствуя навыки и получая заслуженную награду-зарплату.

Что такое геймификация...

Геймификация (игрофикация, gamification) – это использование наработок из индустрии игр (игровых механик) в не-игровых сферах или  не-игровых целях. Фактически это способ подстроиться под:

  • меняющиеся принципы восприятия информации, такие как клиповое мышление, дефицит внимания, оценка всего с позиции «скучно – не скучно», свайпы влево и т.д.;
  • меняющийся образ жизни, когда всё «на бегу» и всё второпях;
  • меняющихся и особенно – «новых» людей (поколение Z), нынешних детей и подростков.

Физиологически любовь к игре основывается на выработке гормона «быстрого счастья» – дофамина. У тебя что-то получается, ты испытываешь удовольствие, стремишься снова попытаться, снова получается – и так по кругу.

...и надо ли ее есть использовать

Психологи, маркетологи и все, кто в силу профессии сталкивается с психологией людей и ее влиянием на повседневную жизнь, уже лет 20 как заметили: мотивация взрослых людей теперь строится не на «правильности», долге и обязательствах, а на любопытстве, увлеченности и вознаграждении. Мы уточнили про «взрослых» людей, потому что у детей мотивация была такой всегда: сначала – интерес, потом – усилие.

Как же добиться, чтобы человек занимался чем-то сложным или малоинтересным? Правильно! Предложить ему сыграть.

Идеологи геймификации (применения игровых методик) утверждают, что она нужна для:

  • вовлечения;
  • удержания;
  • свободного экспериментирования (во время игры не страшно пробовать новое);
  • улучшения результата (затраченные усилия не кажутся в игре такими уж большими).

Благодаря геймификации человек чувствует, что он контролирует ситуацию. Никто не любит, когда его к чему-то принуждают. Учимся мы (особенно пока дети) для кого-то, работаем – для кого-то или чего-то, а играем всегда для себя: для удовольствия, из любопытства, чтобы проверить свои силы.

Учимся играючи

Учеба по умолчанию похожа на игру: ты проходишь уровни (=учишься в 1-м классе, потом во 2-м и т.д.), получаешь оценки (=баллы) и бейджи (=почетные грамоты)... Более того, в обучении геймификацию освоили довольно давно, просто процент ее использования на уроках теперь возрос, а механики усовершенствовались благодаря технологиям, усложнились из-за усложнения задач и стали в целом разнообразнее.

Проблема обучения (любого!) – в его бесконечности: нет предела совершенству. Мотивация быстро сходит на нет, если не очевиден результат, нет вознаграждения, а цели абстрактные.

Вот тут на помощь и приходят механики геймификации. Игра создает мотивацию, даже если раньше ее не было: развивает драйв, способствует самоорганизации, бросает вызов, помогает избежать скуки и рутины.

Принцип геймификации в обучении очевиден: раз гормоны принуждают нас снова и снова возвращаться к игре ради сиюминутного удовольствия, то почему бы не воспользоваться этим, чтобы привить себе (или кому-то, например, ученику) привычку учиться, в том числе учить язык?

Принципы геймификации

Выделяют 3 основных принципа геймификации. Именно их вы можете положить в основу своих занятий с детьми, чтобы результаты превосходили ожидания.

1. Быстрая обратная связь

Игрок совершает «правильное» действие – в результате повышает свой уровень или поднимается на более высокую строчку в рейтинге. Ученик запоминает 10 новых слов – и получает 10 баллов, проходит успешно тест – и получает отличную оценку. Кстати, обратная связь полезна и для преподавателя: с ее помощью он понимает, насколько хорошо студент усвоил материал, где остались пробелы.

2. Поэтапное погружение в среду

Благодаря постепенному усложнению задач (в том числе игровых) учеников не пугает перспектива «учить язык».

3. Создание легенды, некой драмы, истории

Эта история (либо игровой герой) вовлекает ученика, создает ощущение сопричастности. В обучении принцип легенды используется реже, чем в классических играх.

Какие бывают игровые механики

Классические игровые механики знакомы всем нам, но мы редко задумывается о том, что их легко и удобно применять в обучении:

  • подсчёт очков, внедрение виртуальных валют,
  • выставление уровней сложности и мастерства, создание рейтинговых таблиц;
  • организация соревнований между участниками или, наоборот, взаимодействия, командной работы;
  • экранные уведомления и текстовые сообщение в режиме онлайн для удержания интереса и демонстрации поддержки;
  • прозрачность (игрок-ученик быстро видит свой результат и свой прогресс, в том числе в сравнении с результатами других игроков-учеников);
  • игровые (учебные) цели;
  • бейджи, значки, кубки, медали и проч. как доказательства достижений;
  • уровни как доказательства долгосрочных и значимых достижений; уровни открывают доступ к более сложным заданиям;
  • интуитивное обучение («метод научного тыка»), когда игрок-ученик начинает с чего-то простого и интуитивно понятного, учится в процессе игры, не изучая многочисленные мануалы, инструкции и правила;
  • сообщество как возможность поделиться достижениями с единомышленниками, общаться вне контекста игры;
  • синтез новых навыков – чем сложнее уровень, тем больше требуется от игрока-ученика, чтобы его пройти (усвоить знания).

Серьезных исследований с однозначными выводами о том, «работает» ли геймификация (в том числе в обучении) пока нет, но преподаватели подтвердят: работает. Ученики согласятся: работает. И «попросят ещё».

Геймификация и Skyeng

Недостаточно назвать процесс игрой, чтобы он ею стал, и чтобы эффективность обучения повысилась. Необходимо задействовать психологические «триггеры», знать и учитывать игровые принципы и механики, а еще – любить игру. Всё это – задачи методистов и разработчиков обучающей платформы Skyeng.

Мы же спросили, как наши преподаватели относятся к играм, какие игры на уроках предпочитают и какие варианты геймификации, предлагаемые платформой, применяют на своих уроках.

Жанат Бейшеналиева 

«Мне кажется, до 70-75% урока в Skyeng – это игровые занятия и практики. В некоторых уроках игры прописаны методикой, а в некоторых преподаватель сам может придумать свои игры. Игровые практики очень полезны для детей, для закрепления темы, а что касается взрослых с серьезными целями – с ними лучше брать уроки без игр. По-моему, Skyeng – это очень удобная платформа для занятых людей. Дается отличная презентация грамматики, после чего можно переходить к играм».

Лида Бадоян 

«Среди обучающих игр мне лично нравятся interview each other и ask questions and guess the word. Очень часто ученики, которые хорошо знают язык, не могут спокойно беседовать. А интервью помогает развивать способность думать и общаться на английском, т.к не дается много времени. Игры vocabulary помогают запоминать слова.Таким способом ученикам не скучно. Платформа Skyeng дает возможность реализовать игры с картами, которые используются не только в играх vocabulary, но и в role play. Spin the wheel очень помогает узнать своего ученика».

Ирина Бунак 

«Процент игровых занятий и практик зависит как от преподавателя, так и от ученика. Есть дети, которые лучше запоминают информацию во время игровой практики, а есть и те, кто во время игры хочет освежить мозг для того, чтобы после продолжить изучение языка “по-серьезному”. Популярные обучающие игры – это кроссворды, «кто я?», ассоциации – для изучения новых слов; прослушивание музыки, просмотр видео – для практики разговорной лексики, вопрос-ответ и storytelling – для проработки грамматики. На мой взгляд, лучше всего работают storytelling и кроссворды. Ученикам очень нравятся различные опросы и викторины (такие есть в spoken 12 facts about me). Еще я считаю, что фильмы которые можно просмотреть на платформе, очень интересны для детей и мотивируют их изучать язык – ведь так приятно смотреть любимые сериалы и фильмы в оригинале!».

Геймификация: что это, зачем, как работает

Геймификация: что это, зачем, как работает

Елена Тимофеева

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *