Хороший преподаватель учится прежде всего на практике: тестирует различные подходы, эффективность заданий, меняет вербальное и невербальное поведение. Очень важно уметь оценивать собственный урок, и в этом поможет краткий чек-лист.
Если есть возможность, занятие лучше записать, таким образом данные будут объективнее, чем самоанализ по памяти. Также по возможности привлеките к помощи более опытного коллегу. Существует несколько категорий оценки эффективности проведенного урока. Рассмотрим каждую из них.
Взаимоотношения преподавателя и студента (rapport)
Позитивная атмосфера на занятии очень важна. Если не налажены отношения со студентами, то никакая методика не поможет обучению.
- Проявляли ли вы интерес к содержанию высказываний студентов?
- Называли ли их по имени?
- Хвалили ли учеников? Сколько раз за урок?
- Разговаривали с ними на равных? (избегали ли покровительственного тона)
- Чувствовали ли себя учащиеся расслабленно? (ненапряженно)
- Часто улыбались?
Отрицательные ответы говорят об отсутствии контакта со студентами. Постарайтесь принять вопросы как руководство к действию и почувствуйте радость от общения со своими учащимися!
Вербальное поведение учителя (teacher talk)
Категория требует практики: если установление доверительных отношений может быть и врожденным умением, то над teacher talk необходимо поработать.
- Какова громкость вашего голоса? Темп?
- Правильна ли речь?
- Позволяли ли себе ненужные комментарии?
- Инструкции достаточно четкие?
- Переходили ли на родной язык необоснованно?
- Повторяли ли правильные ответы за студентом? (echoing)
Излишне тихая речь или повышенный тон учителя, комментирование своих действий, высказывания вместо студента, запутанные инструкции и нерациональное использование родного языка существенно снижают эффективность занятия.
Структура урока и работа на различных этапах
- Проводили ли разминку? Была ли она связана с темой урока?
- Этапы урока сбалансированы? (не были затянуты, но и не проходили слишком быстро)
- Все этапы работы с видами речевой деятельности соблюдены? (например, pre-reading, reading for gist, reading for detail, post-reading)
- Вовлекали ли учеников в разбор нового материала? (использовался ли eliciting?)
- Рационально ли расходовалось время урока?
- Организованно ли размещена информация на доске? Важное выделено?
- Исправлялись ли ошибки студентов в зависимости от типа задания? (отсроченный или немедленный фидбек)
- Итоги занятия подведены? Полезность материала для учащихся подчеркнута?
Обратите внимание на вопросы, на которые ответили отрицательно. Подумайте, что можете сделать для улучшения качества урока. Не пытайтесь усовершенствовать всё и сразу. Выберите один пункт для улучшения, а после вернитесь к другим, если будет необходимость. Возможно стоит почитать методическую литературу, где более подробно разбираются этапы работы с основными навыками.
Задания
Ответы на следующие вопросы помогут отобрать материал правильно и сделать урок интереснее.
- Все ли задания были по силам ученикам? Может какие-то слишком легкие?
- Насколько задания соответствовали целям студентов?
- Учащиеся проявляли интерес к выполнению упражнений? Было ли задание, которое не увлекло студентов? По какой причине?
Если не уверены в ответах, попросите обратную связь у учащихся. Они обязательно оценят старания сделать обучение занимательным.
Взаимодействие студентов (для оффлайн)
Эти вопросы подходят для групповой работы.
- Был ли у всех студентов шанс высказаться или только у самых сильных?
- Уделили ли достаточно внимания всем ученикам?
- Насколько разнообразными были режимы работы (парная, в мини группах, индивидуально, всей группой)?
Общее впечатление об уроке
Если уже накоплен большой опыт или нет времени на полный анализ, можно сосредоточится только на четырех вопросах:
- Какие практические знания и умения приобрели учащиеся?
- С чем вы хорошо справились?
- С какими проблемами столкнулись? Как их можно было избежать?
- Хорошо ли вы были подготовлены?
Уверены, чек-лист поможет оценить работу, а также эффективность занятий для учеников. Не бывает идеальных занятий, но время от времени можно проводить ревизию и улучшать навыки преподавания.