Конфликты между учителем и учеником: причины и способы решения

«Взрослые смеются над детьми, которые в свое оправдание ноют: «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же».

Нотомб А.

Пожалуй, каждый практикующий преподаватель, даже самый бесконфликтный и спокойный, имел дело с ситуациями, когда студент не соглашался с ним, перечил, возможно, повышал голос или обижался. Может быть и сам преподаватель был инициатором ссоры или непонимания на уроке — все люди разные и видение ситуаций также отличается. Причин тому много, и все они зависят от множества факторов. Независимо от того, какого возраста ученики, работаете вы в офлайн или онлайн-классе, природа конфликта одинакова и решается с помощью схожих стратегий.

Что такое конфликт на уроке английского языка? Противодействие ученика и учителя на основе противоречия во взглядах, целях и интересах, которые возникают во время учебного процесса. О природе конфликта очень доступно рассказано в видео. Зачастую такие ситуации сопровождаются повышением тона, возможно, криком, плачем, но чаще всего – негативными эмоциями или саркастическими, обидными словами. Попробуем разобраться в самых распространенных причинах и найдем наиболее эффективные способы их решения.

В разных классификациях существуют разные виды причин конфликтов, ниже представлены основные примеры:

— некачественное выполнение или вовсе отсутствие домашних заданий, пассивное отношение к занятиям, отсутствие интереса к учебному процессу со стороны ученика (у учителя — к преподаванию);

— непунктуальность, частые пропуски или переносы занятий (с обеих сторон);

— преподаватель только начал работать с классом и отношения еще не полностью сформировались с учащимися, либо преподаватель – новичок только начал свой карьерный путь и не знаком с подобными ситуациями;

— преподаватель не берет на себя ответственность за проблемную ситуацию, не учитывает индивидуальные особенности, возраст учеников, внешние факторы (погода, подготовка к экзамену, семейные обстоятельства и т.п.). В свою очередь ученик ввиду своего возраста, семейных или личных переживаний не может справиться со своими эмоциями, например, агрессией;

— учитель не помогает, не подсказывает, не мотивирует или не подбадривает студента;

— количество материала превышает способность ученика его освоить;

— отсутствие уважения и доверия между студентом и преподавателем;

— обвинение ученика в неправильных, по мнению преподавателя, поступках. В данном случае — попытка навязать свой способ мышления, не разобравшись в ситуации в целом;

— разногласия из-за разного видения одной проблемы, в котором одна либо обе стороны не готовы идти на компромисс;

— необдуманные, обидные высказывания в сторону ученика или преподавателя о личных, национальных, религиозных или культурных особенностях друг друга (так называемые темы-табу) и т.д.

конфликты

Какие основные советы по способам решения различных конфликтных ситуаций? Безусловно, не существует четко прописанного алгоритма действий, и каждая ситуация уникальна, поэтому ее решение должно приниматься исходя из ее контекста. Перед принятием решения следует проанализировать следующее:

— подумайте: достаточно ли знаете своих учеников, об их проблемах и семье, городе проживания, об индивидуальных особенностях, предпочтениях? Никогда не поздно выразить свой интерес — это поможет наладить контакт;

— чаще выслушивайте своих студентов, их мнения, взгляды, даже если вы с ними не согласны. Это поможет находить быстрое решение и избегать возможные «больные» темы;

— не забывайте, вы — один из главных мотиваторов и примеров для подражания, подумайте, достаточно ли хвалите, поощряете, проверяете работу студентов;

— попытайтесь объективно проанализировать ситуацию, причину конфликта, возможные скрытые причины, и на основе этого выстройте конструктивный диалог с учеником;

— как педагог и специалист вы должны оставаться спокойны и сдержаны, настроиться на открытый диалог с учеником, продумать аргументы и заблаговременно определить результат, который хотите достичь;

— исключите ругань, обидные слова, повышенный тон, саркастичные высказывания, даже если это позволяет себе делать ученик;

— если в данный момент эмоции мешают вам или ученику спокойно вести беседу — перенесите ее на позже;

— не принимайте решений и не делайте выводов в состоянии злости или агрессии;

— если ученик совсем юный, есть смысл пообщаться с его родителями и попробовать решить конфликт с их помощью;

— если в ситуации есть ваша вина, обязательно извинитесь, если ученика — аккуратно выскажите свою позицию, но ни в коем случае не требуйте извинения (тем более публично), не давите на него;

— выберите форму работы (письмо к учителю, ролевая игра, дискуссия и т. д), в которой будет легче узнать причину конфликта и услышать о желаемых решениях от ученика;

— если конфликт обострился, не стоит прекращать работу в данном классе, школе или с данным учеником раньше времени, пытайтесь искать разные подходы, идите навстречу, предлагайте свои решения и проявляйте уважение и спокойствие независимо от ситуации;

— не оставляйте решение конфликта на потом, надеясь, что он исчезнет сам по себе: он трансформируется в скрытую форму и вскоре даст почву для новых проблемных ситуаций. Не спешите, но ищите решение сразу и желательно в паре со студентом.

Еще один свежий взгляд на решение конфликтов в публикациях: Five Strategies for Managing Conflict in the Classroom

4 Effective Conflict Resolution Strategies in the Classroom

Уверены, вы вспомните этот короткий ролик в любой проблемной ситуации с учеником и найдете правильное решение. Успехов в работе!

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×