Пословица гласит: “Кто много читает — тот много знает”. Польза чтения в общем известна всем, а вот польза от чтения на английском языке часто остается недооцененной. В статье рассмотрим, как можно использовать художественную литературу в преподавании английского языка.

Что использовать

Литературные тексты для изучения английского языка могут использоваться как в оригинальном виде (с высокими уровнями), так и в виде упрощенных адаптированных версий (например, Oxford Graded Readers, Pearson English Readers, Macmillan Readers и др.) Для работы на уроке и самостоятельно в образовательных целях можно предложить учащимся следующие виды художественных произведений: рассказы, стихотворения, романы, пьесы, тексты песен.

Почему использовать

В первую очередь художественное произведение — отличный источник новой лексики. Каждый из упомянутых жанров способен обогатить словарный запас студентов и помочь закрепить в памяти ранее изученные слова и выражения.
Однако, литературные тексты служат не только иллюстрацией естественного функционирования грамматических структур и лексических единиц, но и способны помочь в развитии всех 4 навыков языка: чтения, аудирования, говорения и письма.

Как использовать литературу на уроке

Существует несколько методик использования художественных произведений на уроках английского языка. Ниже рассмотрим примерные составляющие урока по фрагменту книги для работы в классе.

Этап 1. Разминка

Данный этап можно обыграть двумя способами:

  • Разминка может помочь студентам начать думать о теме, которая будет затрагиваться в выбранном фрагменте произведения. Идеи для задания: короткое обсуждение темы, викторина по теме (quiz или guessing game), brainstorm лексики по теме.
  • Разминка может фокусироваться на источнике литературного фрагмента. Можно обсудить, что ученики уже знают об авторе произведения или эпохе, в которой он жил и/или написал данное произведение. Можно предложить студентам прочитать короткую (очень!) справку об этом. Можно обсудить или кратко рассказать им, каким образом данное произведение такое известное (или попросить их угадать, если эта информация будет раскрыта в процессе урока).

Этап 2. Перед прочтением

Данный этап может совпадать с разминкой. Такие задания могут включать в себя:

  • Pre-teaching самых сложных слов из текста. Таких слов не должно быть много, поскольку одной из целей работы с литературным произведением является развитие навыка языковой догадки. Если ввести слишком много новых слов перед прочтением, это либо означает, что текст слишком сложный, либо на саму работу с текстом у вас останется очень мало времени.
  • Предвосхищение содержания. Покажите ученикам несколько ключевых слов из текста и попросите их угадать, о чем будет фрагмент. Если вы работаете с пьесой, дайте им несколько реплик из нее с той же целью.
  • Предсказание. Прочтите студентам первый абзац из текста (книги у них должны быть закрыты). Предложите им предсказать, что будет дальше.

Этап 3. Чтение для общего понимания

Первое прочтение может быть выполнено учителем (если вы работаете с коротким рассказом или стихотворением) и не должно требовать от учащихся выполнения большого и сложного задания. Необходимо, чтобы они получили удовольствие от чтения, а слишком много заданий может лишить их этого. Пусть ознакомятся с фрагментом и проверят свои предсказания, или ответят на один очень общий вопрос о тексте.

Этап 4. Чтение для понимания деталей

Только когда ученики ознакомились с текстом один раз, обсудили общий смысл и проверили свои предсказания, можно показать им заранее приготовленные вопросы на понимание деталей. Пусть ознакомятся с вопросами и попробуют найти ответы на них в текст. При ответах на вопросы поощряйте использование своих слов, подкрепляя цитатами из текста.
Вопросы на понимание деталей также могут содержать и парочку вопросов на интерпретацию текста. Например, добавьте к списку вопросы типа:
Why do you think X said this?
How do you think the woman feels?
What made him do this?
Однако, вы можете оставить их для этапа говорения.

Этап 5. Работаем с языком текста

На данном этапе можно более детально проработать лексику из текста. Выберите несколько слов и/или выражений из произведения и попросите учеников найти их в тексте и угадать их значение из контекста. Такое упражнение поможет им развить навык языковой догадки, необходимый для дальнейшего чтения литературы на английском языке для удовольствия.
Здесь же можно рассмотреть стилистику речи автора. Предложите ученикам посмотреть на выбор слов для описания, к примеру, персонажа, и предложите им интерпретировать отношение автора к персонажу исходя из выбранной лексики. Положительная она, отрицательная или нейтральная?

Этап 6. Дальнейшая работа с текстом и вывод в речь

Выберите одну из идей для использования в конце такого урока.

Стихотворения:

  • Выразительно прочитать стихотворение для тренировки произношения и ритма (можно использовать в качестве образца запись этого стихотворения, например, прочитанного знаменитостью).
  • Переписать стихотворение без изменения структуры, но с изменением смысла.
  • Обсуждение поднятых в стихотворении проблем.
  • Сочинение на тему, что стояло за написанием этого стихотворения, для кого оно, о ком, о чем и т.д.

Рассказ или фрагмент рассказа:

  • Обсудить продолжение или концовку истории, или что ей предшествовало (устно или письменно).
  • Переписать или дописать концовку рассказа.
  • Персонализировать содержание текста, задания типа “А как бы поступили Вы в данной ситуации…”
  • Разыграть фрагмент истории по ролям.

Фрагмент пьесы:

  • Разыграть пьесу по ролям.
  • Организуйте соревнование. Пусть ученики запишут аудиоспектакль по ролям опираясь на текст. Жюри (также из учеников), должно затем выбрать лучший фрагмент.
  • Переписать сцену из пьесы, модернизировав ее (привнести в сцену признаки современного мира, переписать диалоги с использованием более современных слов и т.д.) с дальнешим разыгрываниям по ролям.
  • Подготовить настоящий спектакль на основе пьесы (если это позволяют ресурсы школы).

Домашнее чтение

На уроке можно кратко обсуждать прочитанное в качестве разминки или cool-down. В конце прочтения можно попросить ученика описать книгу так, чтобы другие захотели ее прочитать. Предложите студентам написать book review или сравнить книгу с фильмом по ней.

Как выбрать произведение

Чтобы не ошибиться с выбором произведения для своих учеников, предлагаем вам чек-лист:
Is there enough time to work on the text in class?
Does it fit with the rest of your syllabus?
Is it something that could be relevant to the learners?
Will it be motivating for them?
How much cultural or literary background do the learners need to be able to deal with the tasks?
Is the level of language in the text too difficult?
Задайте себе эти вопросы при выборе книги и вы точно не ошибетесь!

Помните, читать для удовольствия тоже нужно научить. Если студенты будут смотреть в словарь через каждое слово или пытаться дословно перевести 15-ти страничный рассказ, скорее всего, это отобьет у них охоту читать на английском совсем. Начните с адаптированных текстов на уровень ниже, чем тот, на котором занимаетесь с учеником, а также с работы с произведением в классе. Когда ученики привыкнут к чтению на английском, дайте им свободу выбора произведений. Использование литературы как долгосрочного проекта с учениками является отличным способом мотивации и удержания студентов (если говорить об индивидуальных занятиях). Предложите ученикам выбрать книгу и начать читать её. Распишите им план прочтения книги и поставьте check points (дни, когда они должны быть готовы рассказать об определенном объеме прочитанного) или ведите с ними progress reports, отмечая на каком этапе прочтения они находятся, какие полезные слова они почерпнули из фрагмента (лимитируйте количество!) и автономию. Научите своих студентов любить чтение на английском языке!

Подробнее по теме:

Literature in the Language Classroom by Joanne Collie, Stephen Slater
Literature (Resource Books for Teachers) by Alan Duff

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×