Зачастую приходится работать с группой студентов, уровни которых заметно отличаются. Они могут быть разного уровня изначально, либо темп их работы может отличаться, демонстрируя контраст в знаниях. Как бы там ни было, преподавателю порой приходится несладко в такой ситуации. Как быть?

Игнорировать разноуровневость группы нельзя, поскольку это может значительно сказаться на результате. Если материал слишком сложный для студентов, они теряют мотивацию и интерес к занятиям довольно быстро и отказываются участвовать в классных активностях. Если же материал слишком легкий — это приведет к схожему результату. Кроме того, слишком сильные студенты могут доминировать и не давать слова слабым. Как ни крути, а решать данную проблему несомненно необходимо.

При работе с разноуровневой группой можно прибегать к следующим приемам в работе:
— По-разному группировать студентов и чередовать виды работ в группах;
— Ставить ученикам разные цели в зависимости от уровня;
— Адаптировать задания учебника.

Давайте рассмотрим эти приемы подробнее.

Работа в группах

Одним из способов решения проблемы является варьирование видов работы на уроке: индивидуально, в парах, в группах.
Можно формировать пары по следующему принципу: сильный+сильный и слабый+слабый, или сильный+слабый. Все будет зависеть от задания. При этом в заданиях на контролируемую практику рекомендуется группировать слабых с сильными вместе, поскольку сильный ученик будет поддерживать слабого и даже поможет с правилом, если это необходимо. В заданиях на более свободную практику будет больше пользы, если слабые студенты будут работать отдельно от сильных. Это позволит дать им разные задания и приведет к более справедливым результатам. Например, такое разделение на пары хорошо работает при заданиях на составление диалогов, role-plays, обсуждении на общие темы и т.д., поскольку они смогут общаться в паре с похожим уровнем, что поможет им чувствовать себя более успешными.

При разбивке на группы важно помнить: чем меньше группа, тем больше шансов у слабого ученика поучаствовать в дискуссии. Если у преподавателя нет возможности достаточно мониторить все мини-группы во время активности, сильные ученики также могут выступать в качестве помощников слабых в своей группе, что приведет к peer teaching, когда ученики учатся друг у друга. Можно выдать сильным ученикам чек-лист с лексикой, которую важно использовать во время обсуждения или темами, которые нужно покрыть, чтобы они руководили процессом работы внутри своей группы.

Разные цели

Другим способом решения проблемы смешанных уровней на уроке может быть постановка разных целей в заданиях для более сильных и более слабых учеников. Например,
— В заданиях на письмо просить учеников написать разное количество абзацев;
— Запомнить разное количество новых слов при изучении новой лексики;
— Разный “проходной” балл при выполнении тестов в конце темы;
— Позволить студентам выбрать способ повествования по теме урока: письменный или устный.
Этот прием напрямую связан со следующим, самым действенным способом работы в разноуровневом классе.

Адаптация заданий к упражнениям

Всем знакомо правило “Grade the task, not the text”. Суть приема в том, что для разных уровней преподаватель создает разные задания к упражнениям. Задания можно адаптировать при работе со всеми навыками. Мы уже писали подробную инструкцию о том, как это сделать. Речь в статье как раз шла о разноуровневых учениках. Здесь же мы резюмируем самую важную информацию.

В первую очередь, задания для разных уровней будут отличаться разной степенью поддержки со стороны преподавателя.

Speaking. Регулируйте уровень поддержки путем добавления шаблонов ответов, заданий типа “составьте предложение из слов” и т.д. для слабых студентов, тогда как для сильных можно дать полную свободу и частичное либо полное отсутствие поддержки.

Receptive skills. В идеале можно подготовить разные списки вопросов к тексту. Однако, если времени на это нет, можно дать более слабым ученикам меньше вопросов, тогда как более сильным — все вопросы, а также дополнительное задание к тексту. Еще один способ работы с текстом — jigsaw reading. Суть в том, что ученики делятся на группы, каждой из которых даются разные тексты для прочтения. Затем, они задают друг другу вопросы о прочитанном или делятся информацией о своем тексте. Таким образом, ученикам посильнее можно дать текст сложнее (и наоборот).

Writing. В заданиях на письмо в первую очередь варьируется объем конечного продукта, а также использование или неиспользование примера письма. Например, в самом задании можно написать количество абзацев, которые требуется написать. При этом также можно создать опору для более слабых студентов в виде шаблонных начальных фраз. Тут можно увидеть пример задания для слабых студентов, в то время как для сильных такое же задание можно распечатать на отдельном хэндауте, но без опорных предложений.

Работа с разноуровневой группой несомненно сложнее. Тем не менее, не бывает групп с одинаковым уровнем в принципе, поэтому научиться приемам работы с разными уровнями в одном классе несомненно стоит. Чтобы сильные ученики не скучали, делайте их своими помощниками, а чтобы слабые не отчаивались — оказывайте больше поддержки.

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Katya Shenberg

    спасибо! я работаю в школе и использую то, о чем Вы пишете: спрашиваю, устно или письменно хотят даже, например, диалоги составить. естественно, такое не всегда, но часто, так как есть реально слабые, немотивированные ученики,которые при этом еще и часто пропускают и домашнюю не делают. в группы и пары формирую и слабых назначаю лидерами группы за тем хотя бы, чтобы они говорили, кто у них отвечает, например капитан команды Алёна и она говорит: Anton speaks или Anton answers. И каждый раз уговор — что в команде один и тот же 2 раза подряд не может отвечать, должна быть очередность, и капитаны тоже должны за этим следить. При этом ещё и окончание S практикуется в речи, очень полезно, и я за такие уроки ниже 4 не ставлю, хотя в начале они «брыкаются» словесно, не хотят быть капитанами, отсидеться хотят, и тогда приходится им объяснять их роль и что им придётся делать. они соглашаются, вливаются, и в итоге всё гуд) обычно)) ещё другой приём, жестковатый, так как труда и трепения требует, но иногда очень оправдан, смотрю по группе — слабого с сильным посадить, давать им задания, но спрашивать только слабого продолжительное время, и по его ответу как бы я оцениваю и работу сильного, так как они обсуждают, пока готовят слабого к ответу. сильный старается помочь, подсказывает как прочитать, переводит, объ=ясняет что-то. и когда отвечает слабый, я говорю, чтобы тот уже не подсказывал, посмотрим, как подготовил)) обычно за помощь всегда даю «+ балл»))) иногда ребята ссорятся в паре, приходится как-то разруливать, но часты и случаи, когда слабый ученик реально хорошо отвечает, и сильного за эту работу хочется расцеловать просто и впридачу ряд пятёрок наставить)))) (работаю в школе — вопрос отметок насущный)

    08.12.2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×