09.10.2017
1325
0

Дистанция на уроке: умение выбрать правильную линию поведения преподавателя с разными студентами

Известно, что работа современного преподавателя – не только умение доступно объяснить материал, придумать релевантное задание, правильно структурировать занятие, организовать пространство для урока и подготовить план занятия или серии уроков на семестр. Преподаватель – это еще и тонкий психолог, получающий данные навыки во время непосредственной практики и опыта.

Его работа также включает умение:

  • мотивировать и подбодрить студента;
  • правильно похвалить или объяснить ошибки;
  • найти индивидуальный подход к каждому ученику посредством нетипичных заданий, дополнительной практики, персонализированных вопросов и т.д.;
  • вовремя выбрать нужную линию поведения в конфликтных ситуациях;
  • установить соответствующую дистанцию на уроке между собой и учеником;
  • «подстроиться» под психотип студента, его способ мышления и поведения.

Все вышеперечисленное дает возможность преподавателю английского языка вести занятие в более открытой и непринужденной атмосфере, раскрывать потенциал ученика. Студенту же это помогает переступить через языковой барьер, а также эффективно и быстро усваивать новый материал. Кроме того, часто к формальным отношениям добавляются человеческие, что часто помогает чувствовать себя обеим сторонам более уверенно.

Как же правильно выбирать преподавателю нужную дистанцию, чем руководствоваться в выборе линии поведения? Стоит ли дружить со студентами и насколько это безопасно? Вот несколько эффективных советов:

  • убедитесь, что вы наладили уважительные и доверительные отношения с самого начала обучения, что ваш rapport соответствует группе/ ученику;
  • независимо от степени открытости ученика к вам, поддерживайте профессиональные стандарты на должном уровне, психологи также не рекомендуют переходить на «ты» со студентом независимо от его возраста, пола и статуса;
  • старайтесь придерживаться формальной дистанции со студентом. Преподаватель должен быть «a good role model». Соответственно, независимо от того, чем с Вами делиться студент, не раскрывайте ему личные проблемы. Ваша семья, личные и интимные отношения – темы-табу для обсуждения с учениками;
  • помните: преподаватель – помощник в обучении, но не друг, даже если чувствуете , что у вас много общих интересов и тем для обсуждения; можете быть «friendly, but not a friend». Почему — детальнее читайте в публикации «Engaging Students: Friendly but Not Their Friend«; тем не менее, много современных источников советуют студентам «дружить» с их преподавателем – в данном случае преподавателю стоит установить рамки такой «дружбы» (это касается неформальных, внеурочных встреч, вечеринок, кафе, дружбы в соцсетях, электронной переписки и т.д.);
  • не берите на себя роль воспитателя на занятии (в случае, если ученик позволил себе неправильное поведение или грубые слова), особенно юных учеников, переживающих переходной период. Воспитание – задание и ответственность родителя. Тем не менее, требуйте уважения к себе проявляя его со своей стороны. Преподаватель не должен позволять «садиться себе на голову». Несколько интересных идей по теме;
  • всегда держите себя в руках на занятии, в конфликтных и сложных ситуациях не переходите на личности, соблюдайте этику поведения, не разрешайте себе слишком эмоционально реагировать на поведение студента. Словом – держите марку профессионального преподавателя;
  • интересуйтесь личными успехами студентов, особенно касающихся английского языка (результаты тестов, экзаменов, контрольных работ). Для ученика — это знак того, что его воспринимают в первую очередь как личность, а потом уже как учащегося.

Следовать данным советам не всегда легко, а иногда даже не получается вовсе, ведь студенты разные и дистанция выбирается в соответствии с конкретной ситуацией.

Кроме вышесказанного стоит учесть следующие критерии:

  • возраст (чем младше ученик, тем больше есть вероятность того, что он будет воспринимать преподавателя в качестве лидера, в то время как студенты приблизительно одного возраста с учителем или даже старше могут пытаться проверять авторитет преподавателя, переходить на «ты» и т.д.)
  • пол ученика (девочки, женщины – более эмоциональны, восприимчивы, открыты к общению, но в то же время переменчивы в настроении; мальчики и мужчины – ученики более сдержанные и скрытные, с ними легче установить нужную формальную дистанцию);
  • личные предпочтения и интересы ученика (чем больше ученик рассказывает о своих хобби или личной жизни, тем больше он практикует английский язык в речи, но это не означает, что преподаватель должен делиться тем же. Просто проявите искренний интерес к жизни ученика, его проблемам, но не вовлекайтесь в них ни во время, ни вне занятий).

Минимизировать или увеличить дистанцию между преподавателем и учеником на занятии – выбор лично каждого учителя в конкретной ситуации, главное – эффективно проведенные занятия и хорошее настроение. Успехов в работе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×