11.12.2017
1952
2

Невербальная коммуникация. Как жесты и мимика могут помочь в обучении английскому языку

Все помнят, что невербальная коммуникация – это система жестов, мимики и взглядов, которая используется для передачи и понимания сообщения во время урока. Но для чего и как правильно ее использовать, помогает ли она в действительности на занятии?

Ответ простой — помогает! Ведь исследовано и доказано: для эффективного проведения занятия недостаточно знать и объяснять материал, важно владеть техниками невербального общения. Известно, что правильное использование жестов и мимики на уроках английского языка улучшает межличностные отношения и психологический контакт учителя и ученика, помогает быстрее усваивать материал (50-90% материала усваивается с помощью невербальных методов), а иногда выступает и заменителем словесных сообщений вовсе.

Также нужно помнить, что жесты могут различаться в разных культурах и странах, их использование должно быть особенно продумано, если учитель работает с новой аудиторией, в непривычных условиях или формальной обстановке. Выбор того или иного жеста/ мимики обусловлен личностью (учеником), межличностными контактами, а также ситуацией общения. О невербальном общении и его чтении рекомендуем бестселлер Алана Пиза «Язык телодвижений»

Жесты преподавателя: сколько и когда?

Жесты на уроке

Уместные жесты преподавателя – залог успеха на многих этапах урока. Главное – не переборщить, ведь когда учитель все время размахивает руками или выполняет всевозможные «трюки» пальцами, ученик вряд ли сможет сосредоточится на теме. Однако, недостаток или полное отсутствие жестов также может замедлить процесс восприятия информации. Итак, рекомендуем выбрать естественные для вас и понятные вашей аудитории жесты, которые будут выполнять функцию кода к той или иной фазе/цели урока:

  • Жесты приветствия класса/студента, а также жесты окончания заданий/урока (это поможет начать и закончить занятие с нужным настроением);
    жест_внимание
  • Жесты выражения оценки работы студента, своих эмоций (одобрение, раздумье, сосредоточенность, растерянность, возмущение, восторг, удивление, неодобрение, несогласие, сочувствие и т.д);
  • Жесты мотивации, поддержания студента (в частности, если студент не уверен или сбивается во время ответа);
  • Жесты для привлечения внимания, особенно если материал оказался тяжелым, неинтересным, если учащиеся устали или потеряли концентрацию;
  • Жесты, помогающие/намекающие/ студенту найти правильный ответ;
    жесты3
  • Жесты «информаторы», указывающие на объект, его размер, форму, количество и т.д.
  • Жесты дублируют пояснения слов или грамматических конструкций (например, прошедшее или будущее время, длительное или повторяющееся действие, запреты и т.д.)

Мимика учителя: плюсы и минусы

мимика учителя

Поскольку преподавателю часто приходится справляться с разного рода эмоциями, ему необходимо учиться контролировать и свою мимику в том числе. Мимика должна стать помощником в работе, и ни в коем случае не отталкивать учащихся. В качестве тренировки и проверки, подойдите перед занятием к зеркалу и произнесите несколько фраз так, как будто хотите что-то у ученика спросить/ посоветовать/ проверить задание/объяснить неизвестное слов/пояснить грамматическую конструкцию/ исправить ошибку или намекнуть на нее/ намекнуть на правильный ответ и т.д. Посмотрите, нравитесь ли вы сами себе, какие мимические движения пугают, отталкивают, выражают неуверенность, а какие — наоборот. В качестве альтернативы запишите себя на камеру во время занятия, а потом проанализируйте, что бы изменили в своих жестах/мимике. Попрактикуйтесь и вместе со студентами. О невербальных табу смотрите по ссылке.

Не забывайте также о визуальном контакте: всегда смотрите студентам в глаза прямо, искренне. Взгляд преподавателя должен внушать доверие и уверенность, смотрите на всех студентов по очереди, не выбирая «любимчиков».

Навыки невербальной коммуникации – вопрос опыта преподавателя, его личностных качеств, стрессоустойчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×