О преимуществах преподавания онлайн писалось не раз и не два. Сегодня наблюдается тенденция перехода на онлайн обучение и преподавание. Тем не менее, не все готовы бросить оффлайн ради онлайн. Мешают различные страхи, мифы, стереотипы. Мы уже публиковали статью, в которой наши методисты делились опытом работы онлайн и рассказывали, как они справляются с проблемами.
Сегодня делимся 5 самыми частыми проблемами-страхами и подсказываем способы их решения.

Электричество, интернет и другие форсмажоры

Проблема:

Ночной кошмар любого преподавателя онлайн “А что если выключат свет/интернет/сломается компьютер и т.д.?!” От проблем с перебоями электричества, с Интернетом, а также поломкой компьютера и другой техники не застрахован никто. Тем не менее, выход есть, если вам важно качество проводимых вами уроков и положительные отзывы учеников.

Способы решения:

Необходимо всегда иметь план Б. Вариантами плана Б может быть полная зарядка на телефоне, ноутбуке, планшете и др. электронных девайсах, которые можно использовать для коммуникации. Кроме того, можно воспользоваться мобильным интернетом. Таким образом, с учеником можно связаться и продолжить урок с телефона или ноутбука, используя модем с мобильным интернетом. Батареи от компьютера хватает на 2-4 часа занятий, телефона — на 3-5 часов. Хоть и “костыль”, но зато урок не пропадет. Если серьезно заниматься онлайн преподаванием, план Б в виде мобильного интернета и запасного девайса — must have!

Важно:

  • иметь план Б
  • иметь возможность связаться с учеником
  • мобильный интернет под рукой

Техническая неграмотность

Проблема:

Случается, что приходится работать с учениками, которые, например, скайп видят впервые или не знают, что такое электронная почта, и как туда войти, если браузер “забыл” пароль, или не имеют программы для открытия документов, которые были высланы им до урока. Для учеников это нормально. Однако, настоящая проблема будет тогда, когда преподаватель не будет знать этих и других элементарных вещей и не сможет помочь ученику. Ведь в первую очередь, нужно научиться ориентироваться в любой ситуации самому и уметь успокоить ученика и помочь ему.

Способы решения:

Самый первый и простой способ, если ученик не видит/не может открыть/скачать материалы, покажите ему их посредством демонстрации экрана в скайпе. Если ученик не может их открыть из-за отсутствия какой-то программы, помогите ему, выслав эту программу для установки или walk through через процесс установки прямо на уроке, ведь это важно для ваших последующих уроков. С самыми слабенькими в техническом плане учениками, keep it simple, не просите их делать ничего лишнего, что приведет к техническим проблемам. Если работаете с детьми, привлекайте их родителей для решения технических проблем! Не бойтесь объяснить ученику, что нужно для успешных занятий с вами и как можете помогите ему в этом.

Важно:

  • уметь пользоваться базовыми программами самостоятельно
  • иметь “алгоритм” решения проблем в той или иной ситуации
  • быть терпеливым

Отмена и перенос занятий

Проблема:

Студенты могут часто отменять или переносить занятия, что приносит много неудобств и нервов, а также финансовые потери преподавателю. Некоторые ученики отменяют занятия по уважительным причинам, тогда как другие иногда просто ленятся.

Решение:

Простым решением тут будет установление правил, регламента, и ознакомления ученика с ними на первом уроке или до начала занятий. Такими правилами, например, могут быть правила переноса занятий (точное время, за которое нужно предупредить преподавателя о переносе), правила отмены занятий (количество допустимых отмен без потери средств и опять же время, за которое нужно предупредить об этом вас). Студенты должны понимать, что можно, а что нельзя, и принять правила до начала занятий с вами во избежание неприятных ситуаций в будущем. Кроме того, для сохранения средств можно предлагать ученикам вместо отмены занятие отработать, т.е. перенести.

Важно:

  • иметь план отмены и переноса занятий
  • предлагать перенос вместо отмены
  • ознакомить студента с правилами

Ученик без материалов

Проблема:

Данная проблема может возникнуть, если ученик на урок выходит, не смотря на какие-то проблемы или неудобства, но выходит без материалов и без доступа к таковым, например, с телефона. В таком случае демонстрация экрана не особо поможет, поскольку на телефоне слишком маленький экран для этого. Кроме того, ученик может еще в это время быть в движущейся машине (как за рулем, так и в качестве пассажира).

Способы решения:

В таком случае самым простым и удобным, как для вас, так и для студента способом решения проблемы станет урок по типу разговорного клуба. На этот случай необходимо заготовить план таких уроков для разных уровней, по нескольку уроков на уровень как раз на такой случай. В таком случае, смотреть в какой-то материал студенту не придется, а вы сможете провести урок с чистой совестью. Кроме того, можно вести уроки по методике Dogme.

Важно:

  • иметь заготовки для разговорных уроков
  • сохранять спокойствие и не отменять занятие, если ученик вышел на урок из-за руля машины 🙂

Ограниченная коммуникация

Проблема:

Коммуникация онлайн несмотря на все удобства является достаточно ограниченной. Не видно и невозможно расшифровать язык тела, сложно читать эмоции, особенно если ученик занимается без камеры. Это может привести к накоплению недовольства со стороны ученика по какому-то поводу, которое вы не сможете увидеть и предотвратить. Это может быть недовольство материалами, темой, скоростью работы, “отсутствием” прогресса и т.д. Кроме того, отсутствие эмоций со стороны преподавателя может повлиять на восприятие вас учеником, ученик может подумать, что Вам все равно.

Способы решения:

Каким бы ни было недовольство ученика, независимо от причины, чтобы это предотвратить, необходимо постоянно получать обратную связь. При этом важно задавать вопросы так, чтобы ученик ответил правдиво. Кроме того, важно показывать прогресс ученику, чтобы он четко понимал, что вы помогаете ему двигаться к его цели. Все недостающие в онлайне эмоции Вы можете сложить в голос, говорить “на улыбке”, чтобы ученик чувствовал доброжелательность и вовлеченность с вашей стороны.

Важно:

  • обратная связь от ученика
  • показывать ученику прогресс

Таким образом, какая бы проблема ни возникла, всегда найдется хотя бы одно решение. Самое главное для себя — изначально выработать алгоритм действий, создать систему правил и научиться находить выход из любой ситуации. А для этого немаловажно также всегда сохранять спокойствие, хотя бы видимое 😉

Какие проблемы встречались вам и как вы их решали? Какие проблемы мы не назвали?

Ждем ваших историй и вопросов в комментариях!

Комментарии (9)
  • Фото аватара
    Алёна Кладьева. Skyteaсh author

    Здравствуйте, Александра! Из опыта работы с такими учениками, могу сказать, что важно помнить про пять пунктов: 1) описывайте картинки и любые наглядные материалы на экране. Например, перед вами фото Джонни Дэппа, он одет в костюм Джэка Воробья с красной повязкой на голове и т.д. 2) озвучивайте все инструкции 3) постройте урок так, чтобы в нём было больше упражнений на слух. Например, вместо упражнения на чтение, сами прочитайте текст ученику, попросив его пересказать своими словами или ответить на вопросы. 4) давайте ученикам чуть больше времени на выполнение заданий, чтобы они не чувствовали стресс, ведь им и так уже достаточно тяжело 5) несмотря ни на что, помните, что относиться к слабовидящим ученикам нужно так же, как и ко всем остальным. Вне зависимости от возраста, ваши ученики почувствует ваше к ним отношение. И если они поймут, что вы их жалеете или не оцениваете возможности по достоинству, то по меньшей мере это их демотивирует, и так они потеряют интерес к урокам. А в долгосрочной перспективе, такое отношение негативно скажется на их самооценке и принятии себя

    20.01.2020
  • Фото аватара
    Александра

    Добрый день!
    Как вести онлайн- урок, когда у ученика проблемы с глазами и ему нельзя смотреть на экран, он может только писать, слушать и говорить?

    Буду очень благодарна за ответ!?

    17.01.2020
  • Фото аватара
    Amrain Gerda

    super written

    16.12.2017
  • Фото аватара
    Дмитрий Кочергин

    Для по прежнему проблема просмотра-прослушивания видео-аудио материалов с учеником — расшарить воспроизводимое видео аудио пока что не получается.

    13.12.2017
    • Фото аватара
      Alexandra Sladkovska

      В новой версии скайпа можно расшарить как экран, так и звуки на своем компьютере. Тем не менее, ничто Вам не мешает просто выслать ученику нужный аудио или видео файл, и пусть сам себе слушает. Вы-то его уже слушали при подготовке к уроку 🙂

      14.12.2017
  • Фото аватара
    Olya Prokopenko

    Спасибо большое за статью!
    Как раз сейчас я сижу после уроков, которые я проводила с помощью генератора (мини электростанция). Вчера у меня в городе был сильный ураган (деревья лежали по улицам и все провода порвало ветром). Как результат-никакого электричества и интернета.
    За год работы в школе это уже не первый форс мажор. Но… Из всех, казалось бы, нерешаемых ситуаций есть выход. Так, у меня за год уже есть такие выручалки, как два аккумулятора, вчера купила второй (более мощный) генератор, два стационарных интернета и один мобильный. Ещё у меня есть один стационарный компьютер и два ноута (один из которых очень хороший), енное количество гарнитур и много другого. Я веду к тому, что если вам важна ваша работа и вы не хотите «ударить лицом в грязь»-нужно вкладывать средства и силы и это всегда вернется к Вам сторицей (уважение учеников, оптимизация рабочего времени и сохраненные нервы).

    13.12.2017
    • Фото аватара
      Alexandra Sladkovska

      Совершенно с Вами согласна, и понимаю Вас прекрасно. В период веерных отключений света в далеком 2015, занималась с учениками через мобильный интернет при свечах))

      14.12.2017
  • Фото аватара
    Maria Tsedrik

    Спасибо за статью!!! Буквально недавно столкнулась с ситуацией, когда у ученицы начал обновляться windows и пришлось вести урок с телефона… Было очень тяжело,но помогла идея «обсуждение по типу разговорного клуба».

    13.12.2017
    • Фото аватара
      Alexandra Sladkovska

      Со мной ученики с движещейся машины неоднократно выходили на связь)) Нам все нипочем) Главное — урок провести с пользой)) А самообновляющийся виндоус легко исправить, если учениа снимет галочку с автообновления. У меня виндоус робко разрешения спрашивает по любому вопросу))

      14.12.2017

Добавить комментарий для Alexandra Sladkovska Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×