23.01.2018
923
0

Обучающие вебинары: секреты успешного проведения

Вебинары как форма обучения обрели широкую популярность. Почему они так популярны? Вебинары имеют более широкий географический охват. К тому же, современные пользователи перестали верить пустым обещаниям, они хотят понимать, что преподаватель разбирается в теме и способен дать им практические советы. Не нужно прилагать усилий, чтобы посетить вебинар: после работы можно с чашечкой кофе послушать эксперта в какой-либо области. Для ведущего организация является более экономичной по сравнению с оффлайн событиями.

Бесплатные обучающие вебинары обычно используются чтобы:

  • показать свою экспертность в предмете;
  • продать или продвинуть услугу (серию тренингов, консультации, пакет уроков и т.д.);
  • увеличить узнаваемость бренда (компании, школы, организации).

Платные вебинары выступают как групповая форма обучения. В этом случае, например, преподаватель собирает слушателей дистанционного курса, чтобы у них была возможность получить консультацию или на практике закрепить изученное.
Разберем советы на различных этапах вебинара.

Подготовка к вебинару

1. Выбор темы и заголовка
При выборе тематики необходимо учитывать несколько факторов:

  • вебинар должен решать проблему студентов,
  • быть актуальным и интересным,
  • преподаватель должен обладать практическим опытом в этой сфере.

Выбирайте тему, которая вам близка и интересна. Студенты хотят слушать не сколько теорию (Google и так поможет в этом вопросе), сколько получить практичные советы из вашего опыта.
Важно сформулировать цепляющий заголовок, чтобы потенциальные участники понимали, что мимо такой ценной информации нельзя пройти. Подбор слов также отличается в зависимости от аудитории.
Сравним две темы:
“Развитие навыков аудирования на примере TED” (тема вебинара для преподавателей)
“Смотрим TED и улучшаем английский”( тема вебинара для учеников).

Как видим, термином “развитие навыков аудирования” мы можем “распугать” студентов. Тема номер 2 актуальна, так как ресурс аутентичен и интересен широкому кругу пользователей.

2. Подготовка материала

Самая большая сложность для начинающих ведущих при подготовке — выбор материала. Необходимо отобрать самое важное и не распыляться на другие области. Не пытайтесь в одном вебинаре раскрыть тему со всех мыслимых сторон: не хватит времени, и есть риск перегрузить студентов.
Старайтесь не использовать много теории, потому что это может быть скучно для людей, не разбирающихся в методике. Добавьте больше практических примеров из своего опыта, разберите пару кейсов о том, как вы помогли учащемуся решить проблему. Люди любят истории: завязку, конфликт, решение проблемы. Вот почему сторителлинг сейчас так популярен. Взрослые студенты — люди занятые и ждут от вас лайфхаков и полезностей, а не теории и нравоучений.
В среднем вебинар длится 45 минут + 10-15 минут на вопросы. Удержать внимание студентов может быть сложнее более длительное время.
Презентация должна быть в едином стиле, для оформления лучше использовать картинки с расширенной лицензией. То есть нельзя брать иллюстрацию из Google, потому что она может быть защищена авторским правом. Бесплатные картинки можно найти на фотостоках.
Продумайте заранее как разнообразить формат выступления: опросы, голосования, тесты, демонстрация видео, вовлечение публики с помощью вопросов или заданий. Все эти способы помогут участникам периодически переключать внимание с лекции и воспринимать поток информации легче.
Даже если вы хорошо разбираетесь в теме, изучите предмет глубже и подготовьтесь к сложным вопросам. Подготовьте дополнительные ссылки на источники или учебники.
Например, берем тему о TED. За 60 минут невозможно осветить все аспекты аудирования и продемонстрировать их на практике. Но, наверняка, будут вопросы о том, что у участников проблемы с понимаем речи на слух, и как можно помочь в этом случае. Подумайте заранее, что ответить таким студентам, подготовьте полезные ссылки, к примеру, на тренировку микроскиллов.

3. Выбор платформы для проведения

Зависит от формата выступления. Некоторые педагоги используют трансляции на YouTube или Instagram*.
Если событие более масштабное и необходимо провести на высшем уровне, без технических неожиданностей и с использованием инструментов, то лучше выбрать платную платформу. Более подробную информацию можно найти здесь.
Обязательно изучите платформу и протестируйте связь перед началом вебинара.

Проведение вебинара

1. Психологическое состояние ведущего

При проведении вебинара важно справится с волнением и чувствовать себя уверенно. Это сложно сделать, потому что страх публичных выступлений заложен на генетическом уровне. Радислав Гандапас даёт советы от том, как справится с волнением. Он говорит о выступлениях оффлайн, но многие из его лайфхаков пригодятся и онлайн.

Неважно, сколько вебинаров или тренингов я провела, волнение всегда присутствует. Мне помогает глубокое дыхание перед началом вебинара и цитата: “Что нас не убивает, делает нас сильнее”. Также, настрой: “Я хочу нести свет в массы и неважно, если не всегда гладко”, также придаёт уверенности ведущему.

2. Общение с участниками

Участники часто пишут свои комментарии в чате. Это хороший признак, ведь они вовлечены и неравнодушны к тому, что говорит спикер. Некоторые ведущие предпочитают по ходу читать сообщения и на них реагировать, другие же оставляют время в конце вебинара. По моим ощущениям, если реагировать на публику только в самом конце лекции, сложнее выстроить с ней контакт. Поэтому, оптимально периодически заглядывать в чат, например, после раскрытия определенного блока информации. Звук сообщений в чате сбивает, и начинающим ведущим настолько интересно, как же реагирует публика, что они постоянно прерывают свою речь, чтобы ответить на вопрос или комментарий участника. Это также неправильно, потому что создаётся впечатление разорванности речи и непоследовательности изложения.
В любом случае, помните — ведущий не обязан отвечать на всё, написанное в чате. Если вопрос не касается темы и, по вашему мнению, слишком узкий или не актуальный для большинства слушателей, вы можете не отвечать на него. Взамен, предложите автору вопроса написать на ваш имейл и получить ответ.

3. Сложные участники

Всегда находятся люди, которые чем-то недовольны, или которые считают себя экспертами. Даже конкуренты могут посещать вебинар, чтобы пытаться вывести вас из себя.
Как реагировать на неуместные комментарии?
Попробуйте просто игнорировать. Так вы сэкономите время и нервы. Не получив ответа сложный участник может просто затухнуть. Если этого не происходит, и он продолжает вас беспокоить, предложите вежливо покинуть виртуальную комнату. Слушателей, которые не согласны с вашим мнением и агрессивно пытаются отстаивать свою точку зрения, никто ведь не держит. Участнику-эксперту предложите собрать свой вебинар, на котором вы с удовольствием выслушаете и оцените его позицию.
Критика воспринимается очень болезненно. Всегда есть люди, которые с удовольствием вам укажут на плохое произношение, оговорки, опечатки. В большинстве случаев, это те, кто сами не проводят вебинары. Они привыкли поучать других, хотя сами боятся сделать ошибку. Слушатель с низким уровнем языка запросто напишет о недостаточно хорошем произношении спикера. Самое главное — не показывайте эмоции. Даже если внутри всё кипит, выпейте воды, отвлекитесь и постарайтесь переключиться: вашими негативными эмоциями, раздражением и гневом подпитываются “доброжелатели”. Чем больше вы проведете вебинаров, тем быстрее у вас вырастет “броня”, и выработается “иммунитет” к бессмысленным нападкам.

Подведение итогов

Проанализируйте поведение слушателей, их реакцию. Можно было бы что-то провести по-другому? Сделайте выводы, как улучшить выступление в следующий раз. При просмотре видео не оценивайте слишком строго вашу манеру говорить. Вспомните, цель вебинара — показать, какой вы хороший оратор или поделиться полезными знаниями и умениями?

*Instagram принадлежит компании Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×