29.01.2018
1214
2

Навык аудирования: почему так сложно? Разбираемся в причинах

«Я ничего не понимаю», «Мне плохо слышно», «Он неразборчиво говорит»… Наверняка, эти фразы часто слышат преподаватели, тестируя навык аудирования студентов. На первый взгляд такое простое задание как «послушать и ответить на вопросы» может поставить в затруднительную ситуацию даже самых способных учеников.

Аудирование – один из самых сложных навыков, ведь он заставляет мозг работать в разы быстрее, уметь абстрагироваться от посторонних звуков, отключать собственные мысли и переживания… И самое сложное в этом – привыкание к голосу преподавателя, его ритму, скорости и акценту, к произносимым словам и звукам. Студенты зачастую воспринимают произношение своего учителя как образцовое, что вскоре может помешать им адаптироваться к иному/чужому произношению.

Давайте разберемся, какие еще причины того, что наши студенты всеми способами пытаются избежать listening:

Нерегулярность и несистемность отработки аудирования на занятиях: студенты теряют привычку правильно слушать, концентрироваться на аудио-задании и результаты снижаются.
Старайтесь практиковать listening каждое занятие или через одно: студенты войдут в тонус, и чужой голос на диске перестанет их пугать. Мотивируйте своих студентов к прослушиванию диалогов/ песен/фильмов вне занятий.

Несоответствие уровня студентов и сложности упражнения: учащиеся могут просто-напросто не понять задания, увидев много новых слов, или же вовсе растеряться, если скорость речи будет превышать в разы ту, что они слышали в прошлый раз. Либо наоборот — услышите зевания или смех от того, что студентам текст показался слишком простым. Подбирая материал проанализируйте, насколько лексический и грамматический контекст соответствуют уровню знаний студентов. 60-70% материала должно быть понятным/ изученным ранее.

Неправильно/нечетко поставленная задача перед выполнением задания: некорректно будет поставить трек «просто так», а потом раздать к нему вопросы, либо дать задание «послушайте и расскажите, о чем текст в общем»… Такие подходы не развивают навык, а наоборот приводят к худшим результатам и демотивируют студентов. Инструкция должна быть четкой и логичной («Послушайте и ответьте на следующие 3 вопроса», «Прослушайте аудио и сопоставьте…» «Прослушайте и дополните…»)

Непоследовательно выполняемые задания: студенты не смогут качественно выполнить задания, если при двух прослушиваниях первое будет подразумевать более сложное задание, чем второе. Сходно с навыком чтения, следует соблюдать последовательность: «listening for gist», а затем «listening for details», но не наоборот.

Несвязность аудирования с другими частями занятия: так же как и других заданий и навыков, прослушивание должно иметь цель. А для этого в плане урока нужно продумать логичный lead-in, feedback и follow-up. На самом деле listening можно согласовать с любым этапом занятия и любым навыком. Не забудьте pre-teach new vocabulary, если ключевые слова в документе не знакомы студентам, или если это является целью задания. Пример занятия можно просмотреть здесь.

Надеемся, аудирование станет одним из любимых заданий на уроке. Не забывайте правильно мотивировать студентов, фокусировать их внимание на необходимости и важности данного навыка в повседневном общении на английском языке.

Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Александр

    Простой текст, как мне сказали, слушал раз 15-20. Результат нет, даже общего смысла нет понимания. зацепиться незачто. А бывает так, что все слова текста знаешь, а содержание текста не понято, не успеваю «слепить» предложение. А мне говорят переводить нельзя надо понимать. Это как?

    24.03.2021
  • Фото аватара
    Elena Gusarova

    Основная ошибка — аудирование с опорой на печатный текст. Этобессмысленно. Глаза доминируют и не дают ушам слушать и слышать. Именно поэтому я сразу понимаю, что стихотворение или диалог, заданные наизусть, не слушались… не интонаций, правильных звуков…

    30.01.2018

Добавить комментарий для Elena Gusarova Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×