20.03.2018
799
1

Учим по-разному: 11 различий в обучении английскому языку мужчин и женщин

Мы разные: на уровне физиологии, психологии, мотивации и многого другого. Именно поэтому в традиционных культурах и аристократических кругах по-прежнему распространено раздельное обучение мальчиков и девочек.
Актуальны ли различия, связанные с получением новых знаний и особенно — изучением иностранного (английского) языка? Давайте разбираться.

Перечислим аспекты обучения, в которых мужчины и женщины проявляют себя по-разному.

1. Разное восприятие информации

В результате исследований ученые выяснили. что у девочек (читайте: женщин) за восприятие новых иностранных слов отвечает зона языкового кодирования, а у мальчиков (читайте: мужчин) — сенсорные каналы (зрение, слух).

Что это значит?
Женщины легко воспринимают новые слова абстрактно или в ассоциативных связках. А мужчинам поможет активное участие зрения и слуха: например, приложение для смартфона с карточками, запись слов во время аудирования, повторение и чтение слов вслух. Благодаря этой же особенности женщины хорошо воспринимают и понимают грамматику, но у мужчин зачастую лучше произношение и правильное написание слов.

2. Разная обработка информации

Многочисленные исследования ученых, в том числе это, показали, что у мужчин за обработку новой языковой информации отвечает левое полушарие мозга, а у женщин — оба полушария (и левое, и правое – в связке).

Что это значит?
Женщинам проще общаться на языке, они легче преодолевают языковой барьер, охотно и эффективно взаимодействуют в группах. Для мужчин общение на языке представляет сложность, они нуждаются в дополнительном поощрении и понукании. Зато уж запомнив информацию, держат ее в голове долго.

3. Разное отношение к коммуникации

Женщины любят и умеют общаться. Они любознательны и даже любопытны, не стесняются задавать вопросы, не боятся показаться некомпетентными. Мужчины нуждаются в результате, общение ради общения может их даже раздражать. Кроме того, мужчины плохо воспринимают намеки, игры словами, особенности интонации.

Что это значит?
Поощряйте женскую любознательность, а мужчинам в процессе общения ставьте предельно конкретные задачи: не просто поговорить о погоде — а выяснить точный прогноз и т.п. Общение же с вами, членами учебной группы или носителями языка (ради языковой практики) преподносите мужчине как полезный в перспективе нетворкинг или инвестицию в собственный языковой багаж.

4. Разные способности к многозадачности

Мозг женщины устроен таким образом, что она способна воспринимать и обрабатывать информацию сразу из нескольких источников, выполнять одновременно разные задачи. Мужчины предпочитают концентрироваться на цели, выполнять единовременно что-то одно, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Оговоримся: многозадачностью уже давно считается не пресловутая способность Цезаря делать 5 дел одновременно, а талант современного человека быстро переключаться между задачами. Кроме того, эта способность есть у всех людей, но согласно исследованию, женщины испытывают в условиях многозадачности меньший стресс, а потому получают от нее бо́льшую пользу.

Что это значит?
Давая мужчине задание, обеспечьте ему полную тишину, а само задание должно быть предельно конкретным. Избегайте задач с неопределенностью. Женщина, наоборот, охотно поддержит вариант многоканального обучения с быстрыми переходами от одного к другому (например, письменное задание с использованием электронного словаря, затем квиз с помощью приложения для смартфона, следом живой диалог, чтение вслух и т.д.).

5. Разное отношение к ошибкам

Женщины относятся к ошибкам спокойно, а потому безболезненно делают их во время занятий или в попытке сказать что-либо на иностранном языке. Мужчины подсознательно воспринимают ошибки как поражение, провал, а потому лучше промолчат, чем скажут неправильно.

Что это значит?
Обсуждайте с мужчиной-учеником его перфекционизм, объясняйте, что языковой барьер молча не преодолеешь, и с ошибками придется смириться. Придумайте шутливую систему напоминаний о том, что ошибки — часть обучения или шуточные, необидные наказания за ошибки, чтобы мужчина-ученик не воспринимал неверные ответы как личное поражение.

6. Разное отношение к занятиям

Женщины вообще любят учиться. Кроме того, ученые выяснили, что женщины получают удовольствие от изучения иностранных языков, испытывают гордость от собственных успехов. Мужчины же склонны воспринимать занятия не как урок, а как экзамен, неизбежное зло. Кроме того, исследования показали, что изучение иностранного языка мужчины подсознательно воспринимают как более сложную задачу, чем женщины.

Что с этим делать?
Напоминайте мужчине о его целях (не обязательно напрямую — например, с помощью правильно подобранных тем и заданий). Стремитесь установить с ним доверительные отношения, чтобы снизить уровень беспокойства на занятиях.

7. Разные игровые пристрастия

Вопреки расхожему мнению, играть во время обучения любят не только мужчины, но и женщины. Правда, пристрастия различаются: женщины предпочитают ролевые игры на семейно-бытовую тематику, мужчины — сюжетные и соревновательные, игры на смекалку и скорость

Что это значит?
Подстраивайте сценарии занятия под предпочтения разнополых учеников.

8. Разный механизм поиска решений

Женщины предпочитают последовательно, под руководством наставника или преподавателя переходить от простого к сложному. Перед самостоятельным решением задачи им необходимо разобраться в алгоритме решения, возможных трудностях. Они охотно и легко выполняют типовые задания по образцу. Мужчины предпочитают доходить до всего сами (насколько это возможно), выдвигать гипотезы, проявлять сообразительность. Им непонятно, зачем «долбить одно и то же» (=делать шаблонные задания), если задача решена, алгоритм понятен.

Что это значит?
Поощряйте мужскую инициативу, самостоятельные поиски ответов (в том числе альтернативных или нестандартными способами). С женщинами постепенно отходите от шаблонов, но опирайтесь на них на начальных этапах обучения. Принимайте подсознательную необходимость мужчины докопаться до сути, получить ответы на все значимые вопросы.

9. Разное отношение к собственным знаниям

Ученые выяснили: часто женщина успешна в изучении языка, но считает себя бездарной, неспособной и т.п. Мужчины же, наоборот, склонны переоценивать свои успехи и знания.

Что это значит?
Давая обратную связь мужчине, нужно его немного «приземлять», обращая внимание на «нестыковки», а хвалить — предельно конкретно: не просто «молодец», а что именно хорошо получилось. Давая обратную связь женщине, поощряйте и вдохновляйте, не акцентируйте неудачи или ошибки, а проявляйте уверенность, что они временны.

10. Разное отношение к контексту

Согласно выводам ученых, в случае с женщинами контекст стимулирует интерес к языку, улучшает восприятие. Знакомясь с темой, женщине интересны факты и сведения, связанные с ней косвенно. Это касается не только изучения языков. Так, в интервью исследователям, учитель музыки и хорового пения рассказывал, что предлагая ученицам-девочкам новую песню, он всегда дает дополнительную информацию: например, когда и как композитор сочинил эту песню, для кого она была написана, или рассказывает о своем личном опыте — о том, что он испытывал, когда солировал с этой песней в детстве. Мальчики (=будущие мужчины) подобные рассказы воспринимают в штыки: они считают их тратой времени.

Что это значит?
Используйте контекст во благо с женщиной — и не злоупотребляйте им с мужчиной.

11. Разный подход к «практичности» знаний

Мужчины «заточены» на решение проблем, потому для них критически важно практическое применение каждого нового слова или грамматической конструкции. Кроме того, мужчины и приходят учить язык ради предельно конкретной цели. А вот вариант цели «для души» — зачастую «женский».

Что это значит?
Как можно раньше выясните, с какой целью ученик пришел на занятия английским языком, и установите приоритет на задания, призванные помочь в достижении цели.

В целом, доказано, что женщины лучше преуспевают в изучении языков, в особенности — иностранного (хотя они успешнее и в родном). Так, исследование показало, что при изучении иностранных языков налицо академическое превосходство студентов-женщин (иначе говоря, оценки у них статистически лучше). Но даже исследователи не уверены, что дело в гендерных различиях.

Приведем еще одно исследование с неожиданными выводами. Ученые выяснили, что мальчики из более обеспеченных семей не менее успешны в обучении иностранному языку, чем девочки. Опрос показал, что дело в правильной постановке целей, мотивации, а также в уровне преподавания и возможности общаться с носителями языка (ездить за границу). Таким образом, «детские» различия в обучаемости иностранным языкам с возрастом стираются — ведь взрослые ученики приходят изучать язык, точно понимая, для чего он им нужен.

При обучении учеников любого пола важнее все же учитывать личные особенности, продуктивные с позиции обучения биоритмы, прислушиваться к мотивации ученика, особенно — внутренней.

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Alexandra Sladkovska

    «женщины предпочитают ролевые игры на семейно-бытовую тематику, мужчины – сюжетные и соревновательные, игры на смекалку и скорость» — серьезно? По-моему, это называется сексизм, но я могу ошибатся))
    Дело не в половой принадлежности, а в общем уровне развития, learning preferences, уровне образования и общих интересах. А «девочки любят куклы, а мальчики машинки» уже давно не работает, ни вообще, ни в образовании))

    20.03.2018

Добавить комментарий для Alexandra Sladkovska Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×