22.03.2018
886
0

Методы развития критического мышления на уроках английского языка

«Учим для будущего или для прошлого?» – вопрос, который мало кто из преподавателей себе задает. Многие не вдаются в подробности и учат «по старинке», «по программе», и «на автомате», особенно те, чьи учителя не ставили перед собой такой же вопрос. Важно ли это? Влияет ли это на что-то? Однозначный ответ – «да». Если преподаватель английского языка ставит перед собой цель не просто «учение», но и «образование», проблема развития критического мышления у его учеников будет идти рука об руку с навыками чтения, аудирования, письма и говорения.

Для чего это нужно? Во-первых, современное общество часто требует от каждого из нас нестандартного мышления, неординарности, нетипичности. Люди, которые могут найти нестандартное решение проблемы, пользуются спросом, креативность в обучении и на многих рабочих позициях только приветствуется. Но эти навыки могут появится только при условии, если их развивать. Во-вторых, знания сами по себе ничего не стоят, если студент/ученик не может их правильно и уместно применить, проанализировать. Если мы его научим только тому, что знаем, знания ученика будут ограничены рамками наших собственных знаний, он не сможет выходить за «границы» заучивания, мыслить нешаблонно, нестандартно. Способность критически мыслить должна развиваться в разных сферах и как можно с более раннего возраста, зачем это нужно – читайте здесь.

Если же это касается английского языка – преподаватель может использовать всевозможные инструменты и методы, подключать знания из разных предметов, повышая таким образом значимость и самого иностранного языка в этом контексте. И что самое главное – критическое мышления апеллирует к личному опыту, чувствам и переживаниям, к индивидуальным размышлениям студентов, что делает обучение еще более интересным, эффективным и учит думать самостоятельно. Один из ярких примеров в действии – урок географии.

Рассмотрим основные методы развития критического мышления на занятиях английского языка:

1. Обращайте внимание учеников на детали, например: при прочтении или прослушивании текста попросите подчеркнуть или выписать все ключевые слова/синонимы/ описание внешности и т.д. Далее оперируйте выписанными словами в более детальном задании (пусть студенты объяснят разницу между синонимами или же разные значения одного и того же слова и т.п.). Делайте это систематично, в том числе задавайте в качестве домашнего задания.

2. Задавайте вопросы, в том числе наводящие: вопросы, особенно если они не стандартные и не подготовленные, заставляют мозг работать. Отходите от списка вопросов в учебнике, задавайте свои, интересные. Поделите студентов на пары и дайте им время на создание их собственных вопросов и на их обсуждение.

3. Используйте лирические отступления (их также можно и нужно планировать в уроке): мало только дать и проверить задание по четкой схеме, не бойтесь немного отойти от темы и попросить студентов вспомнить свой личный опыт / привести примеры из окружающей среды/ нарисовать/ показать/ отгадать/ спеть… Помогите своим ученикам подключить все чувства и ощущения и получить впечатление от изучаемой темы.

4. Обсуждайте важные и насущные темы, устраивайте дебаты: например, проблемы медиа и цензуры, разности полов и их права на самореализацию и т.д. Дискуссии помогают студентам учиться слушать друг друга, выражать соглашение или вежливо иную точку зрения, это задание, в котором каждый может проявить себя как личность, поделиться опытом, переживаниями и, возможно, планами. Больше здесь.

5. Problem solving tasks – один из самых эффективных методов развития критического мышления, который подключает способность анализировать, предвидеть и делать выводы, излагать четко свои мысли, выстраивать последовательность событий/ фактов/ решений. Задание дается парам/группам или индивидуально. Студенты думают над решением задачи, обсуждая возможные варианты (дополнительно отрабатывая ключевую лексику, грамматические структуры, коммуникативные ситуации по типу «Agreement and Disagreement», «In my opinion»). Интересные задания найдете здесь.

6. Используйте дополнительные наглядные инструменты и материалы для обучения: предметы всевозможных форм и цветов для изучения ключевой лексики (глобус, стакан, ваза, апельсин – все имеют в основе круг и т.п.). Особенно работает с детьми и младшими уровнями.

7. Не забывайте об эмоциях и жизненных ценностях, делитесь со студентами переживаниями и расположите их делиться с классом и вами. Например, прочитав текст о счастье/радости, обсудите, что делает ваших студентов счастливыми, какие ситуации их никогда не делают таковыми. Либо, просмотрев видео, спросите, что они чувствовали во время просмотра, было ли у них подобное в их жизни.

В завершение добавим, что способность преподавателя учить критическому мышлению граничит с лингвокоучингом, который становится все более популярным. Советуем заглянуть в их современные тенденции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×