Всем хочется учить быстро, много, и не прилагая к этому особых усилий. Некоторые люди годами ищут “свою” методику, которая научит их этому треклятому иностранному языку, с которым почему-то не сложилось в школе. Что же выбрать? Ведь их так много, а обещают и того больше!

Сегодня проводим обзор авторских методик изучения английского языка популярных на постсоветском пространстве.

Шехтер

Эмоционально-смысловой подход или метод, созданный Игорем Юрьевичем Шехтером, советским лингвистом и педагогом в 1970-х годах.

В чем суть?

Автор метода утверждает, что изучение иностранного языка должно происходить в виде подражания иностранной речи, так, как мы изучаем родной язык. Вместо заучивания слов и правил, учащиеся слушают образцы иностранной речи, повторяют ее, а зачем учатся использовать в различных ситуациях. Из процесса обучения полностью исключена грамматика на первых порах, поскольку когда дети учат родной язык, они начинают с подражания, а не с правил.

Плюсы

преодоление языкового барьера за счет отсутствия правил и мыслей о них, а также за счет отсутствия постоянных исправлений на первых порах;
учащиеся начинают общаться осмысленными фразами, а не нелепыми предложениями сотканными из случайных слов;
помогает вспомнить забытое, если человек учил язык ранее, но забыл.

Критика

взрослые — не дети, а потому далеко не все могут воспринимать и учить иностранный язык методом подражаний;
процесс изучения методом подражаний довольно долгий;
тренируются не все навыки и языковые системы;
положительные отзывы о самом методе исключительно на русском языке 🙂

Петров

Экспресс-метод “Полиглот” или “Язык за 16 уроков” от Дмитрия Петрова, российского полиглота, синхронного переводчика и преподавателя, автора программы “Полиглот” на канале “Культура”.

В чем суть?

Автор в схематичной и краткой форме излагает основы грамматики иностранного языка, дает самый базовый набор лексики, достаточный для базового общения, объясняет базовую структуру построения предложения. Самое приятное — Петров обещает, что язык можно изучить всего за 16 часов.

Плюсы

быстро;
упрощенно объясняет базовые правила работы языка;
снимает страх перед иностранным языком.

Критика

позволяет в лучшем случае освоить основы уровня А1;
нет достаточной отработки изученного материала, а потому говорение происходит с паузами и обращением к тетрадке;
обещают за 16 часов “Английский язык”, а по факту дают фрагмент самого базового уровня;
невозможность за такой короткий срок выучить большой объем слов и не забыть их в итоге.

Рунов

Методика Дениса Рунова, разработанная российским психологом, обещающая полное освоение иностранного языка с 0 до высокого уровня всего за 8 месяцев.

В чем суть?

Процесс обучения чему-то по сути представляет собой сбор информационной базы по изучаемому предмету. Автор методики считает, что ждать, пока мозг соберет эту информацию сам долго, а потому необходимо воссоздать уже имеющуюся структуру, т.е. сразу изучать язык так, каким он представляется в сознании носителей языка. Процесс мышления носителей языка подвергается подробному анализу, выделяются основные алгоритмы и системы, а затем с помощью краткого и понятного изложения изучаются. В основе методики заявляется когнитивно-мотивационный подход.

Плюсы

позволяет четко и быстро разобраться и понять правила грамматики английского языка;
изучение лексики методом ассоциаций в большом количестве;
преодоление языкового барьера и обучение общению в игровой форме;
подойдет новичкам как быстрый старт;
сравнительно быстро.

Критика

автор заявляет, что методика “позволяет овладеть всеми аспектами иностранного языка — грамматикой, лексикой, устной речью, фонетикой”, вот только это не все аспекты языка 🙂
не все способны изучать лексику методом ассоциаций, кроме того, на создание ассоциаций может уходить больше времени, чем на простое заучивание слов;
не подходит для тех, кому английский нужен для письменного общения;
не обучает чтению, письму и аудированию (аудирование заявляется только в “расширенном” пакете школы Рунова).

Милашевич

Подход к изучению иностранного языка, разработанный Владиславом Милашевичем, кандидатом психологических наук. В некоторых источниках данный подход напрямую назван “методикой обучения техническому переводу текстов”.

В чем суть?

Суть методики в том, что для работы с техническим текстом на иностранном языке, в частности для его понимания и перевода на родной язык, совсем не обязательно знать все нюансы иностранного языка, достаточно лишь соотносить его с конструкциями в родном языке, находить аналоги. Метод обещает быстрое освоение основ грамматики (грамматика за 30 часов), а также основ перевода технической литературы. Полное освоение основ технического перевода обещают за 72 часа.

Плюсы

быстро и по делу;
обучение техническому переводу текстов отлично подойдет для всех “технарей”;
системный подход;
грамматика для перевода по полочкам.

Критика

не учит ничему, кроме перевода и грамматики (хотя и не обещает этого изначально);
не очень подходит совсем нулевым студентам;
не обучает словарному запасу, поэтому работа с текстом происходит только со словарем;
подойдет не для всякого склада ума 😉

Ягодкин

Экспресс-методика обучения иностранному языку, разработанная Николаем Ягодкиным. Метод обещает научить запоминать 100 слов в день, а также понимать английскую речь на слух без проблем. Владелец школы Advance, которая заявляется как “курсы развития памяти, интеллекта и иностранных языков”.

В чем суть?

Автор методики обучает способам запоминания большого количества слов в сжатые сроки (100 слов в час) путем ассоциаций и мнемотехники. Автор проводит двухдневные тренинги, на которых обучает данным техникам и выдает раздатки с длинными списками слов для освоения. Кроме того, обучает способам быстро и просто понимать английскую речь на слух. Через 3 месяца обучения на курсах, автор обещает, что учащиеся смогут без труда понимать фильмы и сериалы на английском без субтитров, а также читать английскую классику в оригинале.

Плюсы

дает интересные лайфхаки по запоминанию слов, а также способы чтения и аудирования без фиксации на незнакомых словах;
отлично подойдет тем, кому нужно в краткие сроки запомнить много слов;
учит учиться;
хороший boost для начала и для тех, что “застрял”;
сравнительно быстро.

Критика

нет отработки слов, как быстро учатся, так и быстро забываются;
нет системного обучения языку;
нереалистичные сроки;
не совсем подходит полным новичкам;
семинары по техникам проводятся исключительно на русском, а в раздатках ошибки.

Драгункин

Метод изучения английского языка (грамматики и произношения), созданный Александром Драгункиным, филологом-востоковедом, автором учебников по английскому языку, а также автором маргинальных историко-лингвистических исследований.

В чем суть?

Автор методики в первую очередь известен тем, что отказался от традиционной системы транскрибирования звуков языка (IPA), заменив ее на русифицированную транскрипцию (например, teeth — [тииф], thing — [финг], knowledge — [ноолиджь] и т.д.). Кроме того, Драгункин вывел “51 золотое правило английской грамматики”, некоторые из которых прямо противоречат классическим представлениям о ней. Также, автор выделяет несколько новых грамматических категорий.

быстро (14 уроков);
простое изложение грамматики;
упрощенное и более понятное для русскоязычных людей английское произношение.

Критика

неадекватность используемой системы транскрипции (суть обучения произношению — чтобы ты понимал других, а другие тебя, иначе в чем смысл?);
неумение выпускников курсов использовать изученную грамматику в речи;
противоречивые правила грамматики;
не обучает другим аспектам языка и языковым навыкам;
недостоверное представление о языке, что может мешать выпускникам курсов воспринимать классические правила и дальше изучать язык.

Это лишь некоторые из наиболее распространенных или нашумевших авторских методик. На самом деле их значительно больше. Как видите, большинство из них довольно однобоки, либо направлены на узкий круг людей. Объединяет их одно — они обещают много и быстро, а отзывы о них исключительно на русском языке 🙂 Почти в каждой из них можно найти веские плюсы, которые помогут определенному типу людей, по крайней мере для начала. Однако, они не универсальны и вряд ли помогут освоить язык в полной мере.

А что думаете вы? Сталкивались ли с этими методиками (или их последствиями)?

Очень ждем вашего мнения и историй в комментариях!

Комментарии (5)
  • Фото аватара
    Natalie Zhukova

    Александра, спасибо большое за такой анализ. Отмечу только, что Ягодкин НЕ является автором мнемотехник. Он хороший бизнесмен и распространитель знаний, но он не автор. Это очень неприятно, что авторы в тени и не призовут его к ответственности. https://www.ozon.ru/context/detail/id/3758178/ http://www.koob.ru/vasilyevs/ https://www.youtube.com/channel/UCHailynuCbrAyMurerc0y7g

    Обратите внимание, что элементарно она старше и давно уже на рынке мнемотехник. Ягодкин моложе и известен последние 4 года.

    29.03.2018
    • Фото аватара
      Alexandra Sladkovska

      Спасибо за комментарий, Наталья! Я в курсе, что мнемотехники не он придумал. Но он продает их именно как авторскую методику))

      29.03.2018
  • Фото аватара
    Polina Cherepashchuk

    Очень информативная раскладка, не про всех знала даже) Понравился вопрос в конце. Про последствия.)
    Сама с последствиями не сталкивалась, только со святой верой людей в подобные методики как идеальный вариант, способный сэкономить время, дать невероятные плоды за кратчайший срок и/или помочь им достичь цели, которая вообще не может быть достигнута таким способом.

    28.03.2018
  • Фото аватара
    Касторф Наталия

    Что бы кто ни говорил, а самый короткий срок КАЧЕСТВЕННОГО обучения — полтора-два года (с применением прогресивных методик и с наличием хоть какой-то практики, как например — активная работа гидом-переводчиком, проживание в стране языка) Именно так российские программисты, проживающие в Швеции, ухитрились приобрести солидный уровень. Это — кто не ленился. А кто ленился, по-прежнему болтает со шведами на английском.

    27.03.2018
    • Фото аватара
      Alexandra Sladkovska

      Спасибо за отзыв. Полностью с Вами согласна, практика — это все. И на это нужно время))

      28.03.2018

Добавить комментарий для Alexandra Sladkovska Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×