26.04.2018
886
1

Мой опыт работы с детьми с особыми потребностями

Недавно вопрос введения инклюзивного образования детей с особыми потребностями (ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных) стал обсуждаться на государственном уровне, на это стали выделяться гранты и бюджетные средства. До этого обучение проводилось индивидуально, на дому, по упрощенной программе. На иностранный язык государственная образовательная программа выделяет всего один час в неделю. Чему и как можно научить детей с особыми потребностями на уроках английского языка, даже в формате учитель-тьютор?

Все дети разные. Даже несмотря на схожие диагнозы, они нуждаются в различных подходах и технологиях: коррекционно-развивающего обучения, игровые, технологии коллективного способа обучения, здоровьесберегающие, компьютерные, опережающее обучение с использованием опорных схем, личностно-ориентированное, индивидуализированное и дифференцированное обучение.

Можно подготовить методический материал заранее, составить план уроков на год, но понимать, что именно потребуется, вы будете только поработав с каждым ребенком лично. Конечно, коллеги и родители помогут выбрать правильную тактику, поэтому в данной статье я поделюсь опытом работы с детьми с особыми потребностями.

Первый ученик с расстройством аутического спектра был третьеклассником в частной школе, куда я устроилась на работу после окончания института. В небольших классах по 3-4 человека обучались дети с особенностями и без них. Осуществлялось столь обсуждаемое сейчас инклюзивное обучение.

Аутист Дима (имена намеренно изменены) не мог сосредоточиться на объяснении — он играл, делая из рук самолетики, и напевал. Поначалу, включить его в любую деятельность не получалось. Помогло наблюдение — Дима старался выполнять то, что ему объяснял одноклассник Рома. Его друг, спокойный и трудолюбивый мальчик, просто показывал, что нужно делать, и Дима реагировал. Я стала проводить игры, где действия нужно было выполнять по очереди. Дима отвечал на вопросы, подавал карточки, показывал и называл на английском, если его очередь была после Ромы. Например, ему понравилась игра «Магазин», когда дети «покупали» нарисованные продукты у учителя, разыгрывая небольшой диалог (Could you give me…, please? — Here you are. — Thank you.). Мы отработали инструкции с движениями (Например, Open the book. Write. Read. Stand up. Sit down.). Когда Дима отвлекался, я подходила к нему поближе и повторяла инструкцию, показывая, что делает его одноклассник. Иногда это помогало, иногда нет, но когда он выполнял задание, то показывал хорошую способность к запоминанию.

Как и другой мой ученик, Ваня, почти 10 лет спустя. Он был уже в 6 классе в общеобразовательной школе, но с теми же особенностями. Ваня хорошо запоминал цифры, слова, неплохо пересказывал. Он отвлекался, но после напоминания, что он находится в школе, на уроке, снова принимался за работу. Ваня быстро уставал, поэтому урок с ним продолжался только 30 минут. Ему не давалась грамматика. Чтобы наполнить ее смыслом для Вани, я рассказывала ему грамматические сказки и проводила игры, которые позволяют усвоить грамматические структуры без углубления в теорию.

С Костей, мальчиком с ДЦП, мы встретились, когда он уже заканчивал школу. Читать и говорить на английском он не мог, даже простые слова на русском ему давались с трудом, сильная спастика рук не давала писать.
Мы работали с ним над звуками, повторяли за диктором, рассказывали «Сказку о язычке», учили слова, играя с флешкарточками (пример карточек). Память подводила — для хорошего усвоения мы повторяли слова много раз в различных контекстах: описывали фигурки животных, отвечали на вопросы, смотрели презентации и видео.

Параллельно с введением лексики мы стали проходить несложные грамматические конструкции с глаголами «have», «can», «to be». Карточки со звуками и буквами, звуковой плакат помогли освоить чтение. Костя показывал звук, который я называла, составлял слова из букв, из звуков, прочитывал сочетания и слова, составленные мной. Хотя это и был его последний год в школе, я попробовала заинтересовать и увлечь Костю изучением иностранного языка.

Могу рассказать и о других детях. Но более важно не знание различий и сложностей обучения детей с особыми потребностями. Прежде всего учителю нужно разобраться в своей мотивации, определить, для чего он учит иностранному языку. Зачем ребенку английский, если он плохо знает русский и математику, плохо говорит и пишет и т.д.? К сожалению, этот вопрос иногда озвучивают даже родители. Хотя для таких детей особенно важно внимание и вовлеченность учителя в процесс обучения.

Для чего учить английский?
— Английский язык — это окошко в «большой мир». Изучая английский, мы расширяем контакты ребенка с окружающим миром, знакомим с культурой англоязычных стран, даем ключ к общению с людьми со всего мира.
— Освоение любого иностранного языка способствует улучшению памяти и мышления.
— Успехи на уроках английского повысят самооценку и общеучебную мотивацию.
— После окончания школы ваш ученик может сделать изучение английского своим хобби или, если обучение будет успешным, иностранный язык поможет ему найти свою дорогу в жизни.

Подумайте и дополните список, а потом расскажите об этом родителям и детям. Не ищите оправданий для бездействия!

Пусть любые сложности станут ресурсом для вашего развития и вдохновения!

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    olik-sun

    спасибо.. идея про магазин понравилась..
    у меня тоже особая ученица. девочка говорит на английском с рождения, но сейчас в 5 лет живя в россии, начала его забывать. Родители хотят поддерживать знание языка.
    Каждый урок — выдумываю новые занятия.
    Ведь надо проводить урок для малышки 5 лет…. т.е. рассказывать какие-то факты из окружающего мира.. и все это в игре и все это по английски, и так, чтобы девочка больше говорила.

    11.05.2018

Добавить комментарий для olik-sun Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×